Оформление цитат: правила, примеры / Справочник :: Бингоскул

Что такое цитата?

Цитата — высказывание, которое используется при написании статей, текстов, сочинений для аргументации, примера. Цитирование должно быть дословным, с указанием на того адресата, кому принадлежит. Благодаря цитированию, автор показывает полноту и обширность работы, подчеркивает оригинальность.

Цитаты(от лат. cito-«вызываю», «привожу») — это дословные (точные) выдержки из высказываний и сочинений для подтверждения или пояснения своей мысли.

Основные требования к цитированию

  1. Цитатный текст должен помещаться в кавычки и быть тождественным первоисточнику. Лексическая и грамматическая форма должна полностью соответствовать оригиналу.
  2. Нельзя объединять в одной цитате отрывки из разных источников. Каждое высказывание оформляется в виде отдельной цитаты.
  3. Запрещается вводить цитирование, если оно занимает 30% от объема текста.
  4. Недопустимо цитирование авторов, чьи тексты защищены авторскими правами. Преимущественно это касается научных работ и исследовательских текстов.

Вопросы по сочинению

Ответы на популярные вопросы о сочинении.

Вопрос: как оформлять цитаты в сочинении, где они нужны, а где не нужны.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЦИТИРОВАНИЯ в сочинении:

→ в формулировке проблемы цитата, как правило, не нужна. Фактической ошибкой будет включение в кавычки вопроса, которого НЕ БЫЛО в тексте (Автор задает вопрос: «Как родители влияют на детей?»)
→ в комментарии цитаты нужны, но не допускается чрезмерное цитирование (длинное предложение разбиваем на короткие фрагменты, в цитате достаточно 2-4 слов);
→ никогда не меняем в цитате ни слова, ни окончания, ни знаки препинания;
в позиции автора можно процитировать фрагмент текста (предложение лучше сократить), можно сформулировать мысль своими словами;
→ не цитируем прозу в аргументации;
→ стихи в аргументации обязательно цитируем, достаточно одной строчки.

ОБ ОФОРМЛЕНИИ ЦИТАТЫ.

Первый случай.
Если цитата оформлена как прямая речь:

Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек – но Грибоедов очень умен». (В цитате сохранено авторское тире перед союзом но.) «Победителю ученику от побежденного учителя», – так написал Жуковский на своем портрете, который подарил Пушкину в 1820 году.

«Я понял одну нехитрую истину, – говорит Грин устами своего героя капитана Грэя. – Она состоит в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».
Второй случай.

Иногда цитата является частью предложения. В этом случае она тоже выделяется кавычками, но пишется со строчной буквы:

Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».

Фамусов и Чацкий расходятся во всем: в отношении к службе, к образованию, крепостному праву, к «веку нынешнему и веку минувшему».
Третий случай.

Цитата может приводиться не полностью. Тогда на месте пропуска ставится многоточие.

Д.И. Писарев указывал: «…красота языка заключается… в его ясности и выразительности».

«…Красота языка заключается… в его ясности и выразительности», – отмечал Д.И. Писарев.

Четвертый случай.
Цитироваться могут и строки из стихотворений. Такие цитаты в кавычки не заключаются, если они пишутся с соблюдением стихотворных строк:

В седьмой главе «Онегина» Пушкин создает торжественные, возвышенные строки о Москве:
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

Вопрос: за какие ошибки не снижают баллы?

ОШИБКИ БЕЗ ПОТЕРИ БАЛЛОВ

Ошибки графические (не учитываются при проверке) — это разновидность ошибок, связанных с графикой, то есть с написанием слова, и возникающих не в результате незнания или нарушения правил, а из-за невнимательности.

Графическими ошибками являются описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания.

Не учитываются при проверке сочинения описки: неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля).

К числу наиболее распространенных описок обычно относят:

— пропуски букв: … весь роман стоится (следует: строится) на этом конфликте;
— перестановки букв, напр.: …новые наименования пордуктов (следует: продуктов);
— замены одних буквенных знаков другими, напр.: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное Ледовое побоище);
— Добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях (следует: даже).

НО: аналогичные случаи в «ошибкоопасных» местах — то есть там, где написание определяется правилом, — расцениваются как ошибки!

СМАТРЕТЬ (орфографическая ошибка, к7)
ЧУСТВО (орфографическая ошибка, к7)
ЗАДУМЫВАЮСЯ (грамматическая, к9)
роман Л.Н.Толстова (грамматическая и фактическая, к9 и к12)

При оценке сочинения исправляются, но не учитываются следующие орфографические и пунктуационные ошибки:

ОРФОГРАФИЯ

— В переносе слов.
— Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта).
Прописная / строчная буквы
— В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
— При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
— В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот).
Слитное / дефисное / раздельное написание
— Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант).
— На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом (в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить).

ПУНКТУАЦИЯ

— Тире в неполном предложении.
— Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным.
— Запятые при ограничительно-выделительных оборотах.
— Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми.
— В передаче авторской пунктуации.

Вопрос: Снизят ли баллы, если в сочинении приводить аргументы не из классической литературы по школьной программе, а из каких-нибудь сказок или современных книг?

Эксперты проверяют ваши сочинения по инструкции. Этот документ называется «Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ», он есть на сайте ФИПИ.

Читаем инструкцию:

литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения).

Аргументы из читательского опыта должны приводиться с точным указанием источника (название книги (статьи), её автор).
Итак, в инструкции не указано, что существуют литературные произведения, которые при проверке вам могут не засчитать за пример из литературы. В разъяснениях РЦОК упоминается, что примером из литературы может быть любое произведение, опубликованное на русском языке, если вы указали автора и название.

Однако не рекомендуем использовать примеры из «бульварной литературы», литературы 18 или литературы для дошкольников (можно потерять балл за этику или неудачно написать сам аргумент).

Литературные сказки, фантастика, литература для подростков, литература из школьной программы — пожалуйста, используйте, выбор очень велик.

Указание на то, что произведение должно быть общеизвестным, даёт эксперту право не засчитывать аргумент, пример к которому основан на НЕИЗВЕСТНОЙ проверяющему сочинение или на НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЙ книге (тогда на апелляцию можно принести книгу, показать, какой эпизод вы упоминаете в сочинении, и вернуть потерянный балл).

Но даже если выбран пример на основе классики, аргумент не будет засчитан, если он не служит убедительным доказательством вашего мнения.

«Я согласна с мнением автора, что Нечаев правильно поступил, что не позволил убить зайца, у которого не было ног. А Зубаткин – это человек с холодным каменным сердцем, у которого нет чувств, ему было все равно, кого убивать. Человек должен быть на равных с животными.

Позиция автора мне известна из произведения Тургенева «Муму», когда Герасим утопил свою преданную собачку.»

За этот «аргумент» эксперт не поставит баллы по К4, потому что не сформулировано мнение автора сочинения (доказывается мнение автора текста), нет тезиса, обоснованием которого служит пример, и нет, собственно, примера из текста (есть только упоминание одного из событий известного рассказа И.С.Тургенева).


Вопрос: правда ли, что за сочинение можно получить 0 баллов? Проверяется ли при этом тестовая часть, или сразу ставится «2»?

За что можно получить 0 баллов.

Естественно, за сочинение поставят 0 баллов из 24 первичных, если на бланке сочинения нет работы. На проверке тестовой части это не отразится, результаты за экзамен будут получены.

1) выпускник не стал писать сочинение. Так бывает, сочинение пишут не все. Для того чтобы перейти порог, достаточно выполнить тестовую часть (порог для получения аттестата — 24 итоговых балла из 100, для поступления в вуз — 36 баллов, то есть достаточно набрать 12 или 18 первичных баллов, чтобы закончить школу или поступить туда, где нет конкурса)

2) выпускник написал сочинение на черновике, но не успел приступить к работе с чистовиком. К сожалению. на экзамене такие ситуации бывают. Помним: ЕГЭ по русскому длится всего три с половиной часа, за это время нужно решить тест, написать сочинение и заполнить бланки. Не хватает времени — не пишите на на черновике всё сочинение (набросайте только план), а после этого работайте сразу на бланке №2.

3) выпускник написал сочинение не на том бланке (если на первом бланке для сочинения нет записей, второй бланк не проверяется). Так может случиться, поэтому будьте внимательны и не путайте бланки.

Но можно получить 0 баллов и в том случае, если сочинение написано. 0 ставится за написанную работу в том случае, если она:

1) так или иначе подписана. Если в вашем сочинении (в чистовике) появится замысловатый узор, цветочек, номер телефона, упоминание о том, в какой школе вы учитесь или как связаться с вашим папой — работа проверяться не будет. Строго 0 баллов.

2) написана не по теме. Самое замечательное сочинение соседа или выученный на всякий случай вариант «про войну» оценят на 0 баллов, если вам достался текст не как у соседа и не про войну.

3) «представляет собой пересказанный или полностью переписанный текст без каких бы то ни было комментариев». Обратите внимание — появление ЛЮБОГО собственного высказывания (например, «в наши дни часто приходится сталкиваться с такой проблемой, как…» «автор предложенного текста заставляет задуматься о …», «я согласен с автором в том, что…») вынудит эксперта проверять работу.

4) содержит менее 70 слов (под «словом» при проверке подразумевается каждое отдельно написанное слово, предлоги и союзы тоже считаются. Не учитываются цитаты из текста, предложения, взятые из задания 25 и полностью переписанная информация об авторе).

5) написана неразборчиво и не читается. Эксперты — это учителя с большим опытом работы или кандидаты филологических наук, они умеют читать рукописный текст разного качества. Но если работа написана не черной гелевой ручкой, буквы сливаются, а «н» не отличается от «и», «м» и «п», работа может остаться без проверки.

Желаем вам написать сочинение на максимальный балл и не оказаться в числе тех, кто получит за эту часть работы 0 баллов!

Автор: Оксана Беляева | vk.com/ot252791.
Источник: vk.com/russian_100.

Какой должна быть цитата?

1. Точной.Соответствовать смыслу текста

Допустим. Нужно подобрать цитату для текста о роли книги в жизни человека. Чехов писал: «Язык должен быть прости изящен.» Данное высказывание не соответствует.

 «Книга — это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет», — говорил Адриан Декурсель. Эта цитата подходит по смыслу.

2. Уместной. Соответствовать стилю и назначению текста.

Текст создается в научном стиле, использование лирического стихотворного фрагмента, будет лишним.

 Запомнить: обращать внимание на то, чтобы высказывание не было смешным или оскорбительным.

3. Необходимой. Употребление цитаты должно быть оправдано.

Запомнить: когда пишется рецензия или сочинение по тексту, уместно использовать цитаты из самого текста.

4. С минимальным объемом.

5. Содержать правильную пунктуацию. Тогда будет понятен смысл и не будет ошибок.

Вывод: чтобы правильно использовать цитирование, человеку необходимо обладать эрудицией, знать правила синтаксиса, пунктуации, правила цитирования. Для этого нужно учить русский язык и много читать!

Прямая речь внутри слов автора. диалог

1. Если реплики диалога идут с абзаца, то перед каждой ставится тире.

– Значит, немец спокоен?– Тишина.– Ракеты?– Да, но не очень часто.

2. Если реплики идут вподбор, они заключаются в кавычки и отделяются тире.

«Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» – «Около двух лет». – «На ком?» – «На Лариной». – «Татьяне?» – «Ты ей знаком?» – «Я им сосед».

3. Если после реплики идут слова автора, то тире перед следующей репликой опускается.

«Как же вы поживаете?» – спросила Екатерина Ивановна. «Ничего, живём понемножечку», – ответил Старцев.

Прямая речь перед словами автора

1. После прямой речи перед словами автора ставится запятая, вопросительный или восклицательный знак, многоточие, а потом – тире.

«Я хотел бы купить крестьян…» – сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи.

2. Если авторская ремарка содержит характеристику прямой речи и сочетания слов так говорит, так указывает, вот что сказал, вот что описывает…, то ставится одно тире.

«Ничего не случилось» – так говорил ум. «Случилось» – так говорило сердце.

3. Так же при присоединительной конструкции.

«Каждому рабочему – знания инженера» – этот лозунг рождён самой жизнью.

Прямая речь после слов автора

1. После слов автора ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки:

Смотрю ему вслед и думаю: «Зачем живут такие люди?»

2.1. Если прямая речь начинается с абзаца, то двоеточие ставится после слов автора, содержащих глагол со значение речи, мысли (сказать, спросить, ответить, подтвердить, начать, продолжить, прервать, подумать, вспомнить…), аналогичные существительные (вопрос, ответ, слова, восклицание, голос, звук, шепот, мысль…), глаголы со значением чувства (обрадоваться, огорчиться, обидеться, ужаснуться…), глаголы, передающие мимику, жесты, движения (улыбнуться, усмехнуться, рассмеяться, нахмуриться, вздохнуть, вскочить, подойти, подбежать…), а прямая речь начитает с тире.

Он глянул с усмешкой: – Ничего, до свадьбы заживёт.

2.2. Если вставка слов и сказал, и воскликнул, и спросил… невозможна, то двоеточие не ставится.

Ему всё стало ясно. – Говорить нам больше не о чем.

Расстановка знаков препинания при цитировании

1. Цитата сопровождается словами автора. В таком случае она заключается в кавычки и начинается с большой буквы. Остальные знаки препинания ставятся так же, как при прямой речи.

Примеры

Скобки

1. В скобках заключается пояснение к предложению – точка ставится после скобки.

Отождествление образа музы с образом крестьянки в лирике Н.А. Некрасова (анализ стихотворения «Вчерашний день…»). Так же при ссылке на автора.

2. В скобках заключается отдельное предложение – точка ставится внутри скобки.

«Новый» человек своего времени. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

Слова автора внутри прямой речи

1. Если прямая речь разрывается словами автора, то они выделяются запятой и тире:

«Я командовать приехал, – заявил Чапаев, – а не с бумажками возиться».

2. Если прямая речь состоит из нескольких предложений, то после первого ставится вопросительный или восклицательный знак, многоточие, запятая вместо точки, а точка как знак конца предложения ставится после слов автора. Новая реплика начинается с заглавной буквы.

«Я ни с кем не связан, – напомнил он о себе. – Действительность ко мне враждебна».«Вот он, край света! – воскликнул Мохов. – Здорово! Никогда ещё так далёко не ездил!»«Обожди… – сказал Морозко угрюмо. – Давай письмо…»

3. Если в авторской речи есть два глагола, один из которых относится к первой реплике, а другой к другой реплике, то и перед второй частью прямой речи ставится двоеточие.

«Я тебя не спрашиваю, – строго сказал офицер и снова спросил: – Старуха, отвечай!»

4. Разрыв названия литературного произведения, промышленного предприятия… оформляется так:

«Пиковая…» ли это «…дама»?

Схемы для запоминания

Прямая речь, цитата идет после слов цитирующего:
Автор пишет: «Ц».
Автор пишет: «Ц!»
Автор пишет: «Ц?»
Автор пишет: «Ц…»
Автор пишет: «…ц…» (если предложение взято не с начала и не с конца).

Прямая речь, цитата идет перед словами цитирующего:
«Ц», — пишет автор.
«Ц?» — пишет автор.
«Ц!» — пишет автор.
«Ц…» — пишет автор.
«…Ц…» — пишет автор (предложение взято не с начала и не с конца).

Цитата как часть придаточного предложения:
Автор пишет, что «ц…».
Автор пишет, что «ц… ц…» (если взята только часть цитаты).


Надеемся, что эти рекомендации помогут выпускникам грамотно оформить своё сочинение.

Оцените статью
ЕГЭ Live