Как писать сочинение ЕГЭ по русскому языку: рекомендации, сборники и ссылки

Как писать сочинение ЕГЭ по русскому языку: рекомендации, сборники и ссылки ЕГЭ

Грамотность

Орфографическая грамотность оценивается по критерию К7. Орфография — это правописание, то есть правильное написание слов, закреплённое в словарях и справочниках. Орфографическая ошибка — это нарушение правил правописания. При проверке сочинения ошибки в правописании делятся на грубые и негрубые: две негрубые ошибки считаются одной полнозначной ошибкой.

К негрубым ошибкам обычно относят трудные случаи правописания, которые являются спорными даже для специалистов, а также те орфограммы, которые редко встречаются в школьной практике. Учитывается и однотипность ошибок: при повторяемости однотипной ошибки учитывается лишь одна ошибка.

• Если в вашем сочинении нет пунктуационных ошибок, то есть ошибок на знаки препинания, или допущена одна негрубая ошибка, вы получаете 3 балла по критерию К8. В том случае, если вы допустили не более 3 ошибок на пунктуацию, вы получаете 2 балла; если вы сделали 4-5 ошибок, вы получаете 1 балл; если в вашей работе обнаружено более 5 ошибок, по критерию К8 вам баллы не начисляются.

• Критерий К9 существует для того, чтобы оценить использование и построение языковых единиц в вашей работе — слов, словосочетаний и предложений. При отсутствии языковых ошибок экзаменуемый получает 2 балла, при наличии более двух ошибок — ноль баллов.

Грамматическая ошибка — это ошибка в образовании формы слова, в структуре словосочетания, в построении предложения. Типы грамматических ошибок представлены, в частности, в целом ряде заданий части 1 ЕГЭ.

• Проверка сочинения по критерию К10 анализирует речевые нормы вашей работы. Речевая ошибка — это неверное использование языковой единицы, прежде всего слова. Данный критерий перекликается с критерием Кб и предусматривает более детальный просмотр сочинения с точки зрения употребления слов.

Так выясняется, различает ли автор сочинения оттенки значений тех или иных слов; употребляет ли слова в свойственных им значениях или нет; допускает ли необоснованные повторы; нарушает ли сочетаемость лексических единиц; использует ли литературную лексику или допускает наличие просторечий, диалектизмов или жаргонизмов; видит ли разницу в паронимах; не ошибается ли в выборе антонимов; адекватно ли приводит фразеологизмы.

• Критерий К10 проверяет сочинение с точки зрения этичности пишущего. Если вы с уважением отзываетесь об авторе и его позиции, избегаете резких, категоричных выводов, не допускаете жаргонной и бранной лексики, то вы получаете 1 балл за сочинение по данному критерию.

• Оценка сочинения по критерию К12 означает проверку вашего текста с точки зрения того, насколько корректно вы использовали материал, приведённый в аргументах: цитаты, даты событий, факты биографии автора, героев, фамилии, отчества и т.д. Отсутствие ошибок прибавляет к имеющимся у вас баллам ещё 1 балл; наличие ошибок приводит к оценке «ноль баллов» по данному критерию.

Назад

Егэ. русский язык. задание 27. за несколько дней до экзамена. вспомним, как писать сочинение (рекомендации пример).

Как писать сочинение ЕГЭ по русскому языку: рекомендации, сборники и ссылки

ЕГЭ. За несколько дней до экзамена.

Вспомним, как писать сочинение (рекомендации пример).

Предлагаю, ребята, вместе написать сочинение по тексту. Давайте шаг за шагом вспомним этапы написания, не забывая о критериях, по которым будет оцениваться работа.

ТЕКСТ.

(1)Антонина Андроновна вышла из столовой. (2)Она окинула учительницу неприветливым взглядом и спросила с холодком в голосе:

—(3)В чём дело?

-(4)Здравствуйте, — сказала Елена Петровна, еле сдерживаясь, чтобы не вспылить от обиды за такой приём. — (5)Мне нужно поговорить о вашей дочери.

-(6)0 дочери?.. — Антонина Андроновна обернулась к Тамаре. -(7)Ты что натворила?

-(8)Я бы хотела поговорить, посоветоваться с вами, — сказала Елена Петровна, чувствуя, что на лице у неё проступают красные пятна.

-(9)Ну что ж, войдите! — со вздохом пригласила Антонина Андроновна. -(10)0 чём советоваться-то нам с вами, не знаю… (11)Тамара, иди-ка отсюда…

(12)Антонина Андроновна, жестом пригласив Елену Петровну сесть, уселась первая. (13)Кресло скрипнуло под её тяжестью. (14)Елена Петровна села тоже.

-(15)Ваша дочь плохо учится, — сказала учительница. — (16)Она не делает домашних заданий, не учит уроков…

(17)Антонина Андроновна посмотрела на неё с удивлением:

-(18)А я-то при чём же? (19)Я, что ли, буду за неё уроки учить?

-(20)Но вы можете и должны следить за тем, чтобы она готовила уроки.

(21)Антонина Андроновна отвернулась, махнув рукой:

-(22)Не до того мне. (23)Не до того! (24)Сами управляйтесь.

-(25)А разве вам всё равно, как учится ваша дочь? — спросила Елена Петровна спокойно, хотя в глазах уже горели огоньки. -(26)Поймите меня, прошу вас! (27)Я не жаловаться пришла, а просто посоветоваться…

(28) Помогите мне!

(29)Антонина Андроновна пожала плечами:

-(30)Ну уж, голубушка…

-(31)Меня зовут Елена Петровна.

-(32)Очень хорошо, что вас зовут Елена Петровна. (33)Но уж я вам скажу откровенно, Елена Петровна. (34)Вот, скажем, для примера, портниха шьёт мне платье — и помощи никакой не просит. (35)Вот, скажем, приходит монтёр чинить электричество — и тоже помощи не просит. (36)Да и чудно было бы, если бы они помощи просили, ведь они же за свою работу деньги получают. (37)А почему же вам надо помогать? (38)Вам ведь тоже деньги платят… (39)Моё дело — кормить ребёнка, одевать. (40)А уж учить — это ваше дело. (41)А если моя дочь плохо учится, значит, вы, голубушка… уж вы меня извините… значит, вы учительница так себе… (42)Неважная вы учительница.

(43)Елена Петровна вскочила.

-(44)Ваше (…) меня потрясает! — сказала она дрожащим от гнева голосом. -(45)Может быть, я неважная учительница, но вы очень плохая мать!

(46)Она с пылающим лицом быстрыми шагами вышла из комнаты. (47)Хлопнула входная дверь.

(48)Антонина Андроновна слегка покраснела, глаза её сверкнули. -(49)Ещё чище! (50)3дравствуйте! (51)Теперь уж и мать плохая! (52)Не видали вы плохих-то матерей. (53)Вон по двору детишки бегают: у иного и под носом не промыто, и пуговицы все оборванные… (54)А у моей всё начищено да наглажено. (55)Я берегу девочку, чтобы никакой работы, никакой заботы, не позволяю ей носового платка выстирать! (56)И незачем ей это делать: у нас есть домработница, мы за это ей платим… (57)Ишь ты! (58)Это я-то плохая мать!

(59)Но, вдруг сообразив, что её никто не слушает, Антонина Андроновна встала и пошла в столовую обедать.

(по Л.Ф. Воронковой*)

*Любовь Фёдоровна Воронкова (1906-1976) советская писательница, автор многих детских книг и цикла исторических повестей для детей.

Шаг 1.

Внимательно прочитайте текст (можно 2-3 раза), подчеркните в нём ключевые слова, фразы, на которые вы будете опираться при написании сочинения.

Шаг 2.

Подготовительная работа.

Ошибочно поступают ребята, которые, прочитав текст, сразу начинают писать сочинение (чуть ли не на бело).

Нужно сначала продумать ВСЕ части будущего сочинения (для этого и существует черновик.)

Что же нужно написать на черновике?

  • Какова проблема текста, то есть над чем, над какими вопросами размышляет автор текста).

Проблема формулируется в виде повествовательного предложения. Но её легко выразить и в форме вопросов. Поэтому сначала лучше задавать ДВА вопроса, а потом уже формулировать проблему.

Какие именно ДВА вопроса? Это те  вопросы, на которые вы будете отвечать в абзацах, посвящённых ДВУМ аргументам из теста.

  • Чётко продумайте, какие аргументы вы приведёте. Имейте в виду, что ваша задача – анализ ВСЕГО текста, а не какой-то его части. Поэтому в аргументах должен быть отражён ВЕСЬ текст. Запишите на черновике кратко, о чём вы будете писать в каждом из аргументов.

Пояснение.

Часто ребята пропускают очень важные моменты из теста. Вообще не пишут ничего о них. А ведь вам дан именно текст, в нём нет ничего лишнего. Значит, вы чего-то важного не увидели, что-то упустили, а это может привести к поверхностному анализу текста.

 Я обычно говорю своим ученикам, чтобы они мысленно «разделили» текст на две части и в аргументах отражали их. Части могут быть разными по объёму. Но, поверьте, всегда текст «делится» на эти две части. Поэтому вам и предлагают привести ДВА аргумента.

  • Итак, вы определились с двумя аргументами, теперь подумайте, на какой вопрос можно дать ответ по ним. Запишите на черновике эти вопросы.

ВЫВОД. Проблему определи, два вопроса сформулировали, с двумя аргументами определились. И только теперь можно начать писать вступление.

Шаг 3. Пишем сочинение.

Вступление.

  • Самое простое — обозначение проблемы текста.

В тексте советской писательницы, автора книг для детей Л.Ф. Воронковой поднимается проблема воспитания.

13 слов.

Да, вступление простое, лёгкое, самое обычное. Но по нему не видно, ученик продумал ли аргументы для раскрытия проблемы. Ведь проблема воспитания огромная. О чём же пишет автор именно этого текста?

Лучше во вступлении обозначить вопросы по проблеме.

  • Второй вариант вступления.

Какую роль в формировании личности детей играет школа? Каково место родителей в данном процессе? Именно над этими вопросами размышляет советская писательница, автор книг для детей Л.Ф. Воронкова, поднимая проблему воспитания.

30 слов.

  • Наконец, третий вариант вступления, в котором можно написать одно повествовательное предложение, «вводящее» в сочинение.

Воспитание – это сложный, кропотливый процесс формирования личности, обучения ребёнка важнейшим навыкам, необходимым в жизни. Какую роль в данном процессе играет школа и каково в нём место родителей? Именно над этими вопросами размышляет советская писательница, автор книг для детей Л.Ф. Воронкова, поднимая проблему воспитания.

43 слова.

К 1- 1 балл.

Основная часть сочинения.

Даная часть состоит из следующих подпунктов:

  • аргумент 1.
  • аргумент 2.
  • связь двух аргументов.
  • позиция автора.
  • позиция ученика.

АРГУМЕНТЫ.

Рекомендации.

  • Ни в коем случае не пересказывайте текст, а анализируйте его.
  • Обязательно приводите цитаты из текста. Но это должны быть не огромные предложения, а части предложения, а лучше словосочетания или даже какие слова. Помните, что слова из текста нужно брать в кавычки.
  • Задавайте вопросы и отвечайте на них, так вы избежите пересказа текста.
  • В начале первого абзаца обязательно поясните суть ваших рассуждений, для чего вы приводите эти аргументы, какие мысли хотите ими подтвердить.
  • Лучше не используйте личные местоимения, например, мы, нас и т.д. Пишите обобщённо.
  • В конце каждого аргумента напишите микровывод по нему, но избегайте выражений типа: «автор имел в виду», «автор хотел показать». Позицию автора вы изложите в отдельном абзаце.

Помните, что за два аргумента высший балл – 5.

Вернёмся к нашему тексту.

Пример написания аргументов.

Размышляя над поставленной проблемой, автор сравнивает два совершенно разных подхода к воспитанию ребёнка, которые в тексте выражают  учитель и мама ученицы. Какова же позиция учительницы Елены Петровны? Педагог переживает за свою ученицу, так как та стала хуже учиться, «не делает домашних заданий, не учит уроков». Она искренне хочет разобраться в причинах, предлагает «посоветоваться» с мамой ученицы, чтобы, возможно, вместе решить проблему. Учительница понимает, что не только школа, но и родители «должны следить» за ребёнком, за его отношением к учёбе.

Какова же реакция мамы девочки на замечания учительницы? А родительница   уверена, что учить детей – это обязанность школы, ведь за это учителя «деньги получают». А если Елена Петровна не может сама научить её ребёнка, то она и учительница «так себе». Удивляет такая позиция, глубокая убеждённость, что задача родителей – только «кормить ребёнка, одевать», что матери «не до того», чтобы следить за уроками дочери. Поражает бестактность и высокомерие матери во время разговора с педагогом (она дважды называет Елену Петровну пренебрежительно «голубушкой»). Процесс воспитания происходит, конечно, не только в школе. Какой может вырасти дочь, если её мама так груба с учительницей, да и с самой дочкой («Тамара, иди-ка отсюда…»). Никаких трудовых навыков не формируется в этой семье («никакой работы, никакой заботы, не позволяю ей носового платка выстирать!») А зачем? Ведь есть же домработница, которой платят деньги.

211 слов.

За два аргумента можно получить максимум- 5 баллов.

Связь аргументов.

Важно!

В данной части сочинения НЕ НУЖНО раскрывать вторично (пусть другими словами) суть аргументов. Необходимо охарактеризовать, не их содержание, а «форму».

Пример.

Оба данных примера помогают автору ярче раскрыть проблему, показать, насколько же разными могут быть подходы воспитания детей учителей и родителей и как важно единство во взгляде на данную проблему.

29 слов.

Пояснение.

Обратите внимание, что здесь на раскрыта суть этих разных подходов к воспитанию (ведь об этом было уже казано в аргументах, будет сделан вывод в позиции автора). Объяснена только роль данных аргументов в раскрытии проблемы (как бы внешняя их «форма» изложения).

За данную часть сочинения высший балл – 1.

Позиция автора.

Необходимо написать о том, КАКОВО  понимание автором сути проблемы, её решения. Конечно, не всегда открыто это бывает высказано (тем более, например, в художественном тексте). Но позиция бывает понятна по содержанию текста, по особенности изложения материала.

Можно начать с клише (ничего в этом страшного нет, тем более, что на экзамене мало времени, да и волнение мешает ребятам. Так что пусть используют эти клише – то есть своеобразные «заготовки» начала).

Пример.

Позицию автора легко понять. Он считает, что и школа, и семья в равной степени ответственны за процесс воспитания и обучения детей, что не нужно перекладывать эту обязанность только на одну из сторон.

32 слова.

За данную часть сочинения высший балл – 1.

Позиция автора сочинения.

Пояснение.

В данной части сочинения необходимо высказать своё согласие или несогласие с позицией автора, то есть не то, как ученик понимает данную проблему, а именно согласен он или нет с тем, что считает автор текста, как тот видит данную проблему.

Свою позицию необходимо доказать. Это могут быть общие размышления по проблеме, а могут быть примеры, например, из литературы.

Внимание! В требованиях к сочинению нет обязательного условия наличия конкретного примера из литературы. НО ученику легче доказать свою позицию на примере из неё.

Помните, что вы пишите сочинение по русскому языку, а не по литературе. Не нужно давать характеристики героев, тем более описывать их жизненный путь! В двух-трёх предложениях на примере героя подтвердите свою точку зрения.

Пример.

Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Действительно, помогать формированию лучших нравственных качеств детей, воспитывать правильное отношение к учёбе необходимо и учителям, и родителям, так как на них лежит ответственность за это. Вспомним, как относились к обучению Ильи Обломова в семье (роман И.А. Гончарова «Обломов»). При любом удобном случае ребёнка оставляли дома, считали, что нужен лишь документ для будущего продвижения по службе их сына. А о том, что знаний при таком отношении ребёнок не получит, мать не задумывалась. В итоге – ленивый, не желающий трудиться Обломов. В семье было упущено важное в воспитании ребёнка — формирование в нём трудолюбия (ведь учёба – это серьёзный труд).

104 слова.

За данную часть сочинения высший балл – 1.

Заключение.

В последней части сочинения необходимо снова вспомнить автора, проблему (так как ученики работают именно над текстом данного автора, а не по проблеме вообще).

Важно!

В заключении НЕ НУЖНО снова кратко описывать суть проблемы. Это было сделано в сочинении и уже не раз!

Надо ответит на вопросы: ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ, как решать данную проблему, о чём нужно помнить, о чём задуматься.

Таким образом, проблема воспитания, затронутая Л.Ф. Воронковой, не может не волновать людей. Почти каждый в жизни задаёт себе вопрос:  должна воспитывать и учить детей  школа или семья. Лишь осознание равной ответственности и учителей и родителей в данном процессе принесёт ощутимые результаты, поможет детям стать настоящими людьми.

47 слов.

Объединим все части сочинения.

Воспитание – это сложный, кропотливый процесс формирования личности, обучения ребёнка важнейшим навыкам, необходимым в жизни. Какую роль в данном процессе играет школа и каково в нём место родителей? Именно над этими вопросами размышляет советская писательница, автор книг для детей Л.Ф. Воронкова, поднимая проблему воспитания.

Размышляя над поставленной проблемой, автор сравнивает два совершенно разных подхода к воспитанию ребёнка, которые в тексте выражают  учитель и мама ученицы. Какова же позиция учительницы Елены Петровны? Педагог переживает за свою ученицу, так как та стала хуже учиться, «не делает домашних заданий, не учит уроков». Она искренне хочет разобраться в причинах, предлагает «посоветоваться» с мамой ученицы, чтобы, возможно, вместе решить проблему. Учительница понимает, что не только школа, но и родители «должны следить» за ребёнком, за его отношением к учёбе.

Какова же реакция мамы девочки на замечания учительницы? А родительница уверена, что учить детей – это обязанность школы, ведь за это учителя «деньги получают». А если Елена Петровна не может сама научить её ребёнка, то она и учительница «так себе». Удивляет такая позиция, глубокая убеждённость, что задача родителей – только «кормить ребёнка, одевать», что матери «не до того», чтобы следить за уроками дочери. Поражает бестактность и высокомерие матери во время разговора с педагогом (она дважды называет Елену Петровну пренебрежительно «голубушкой»). Процесс воспитания происходит, конечно, не только в школе. Какой может вырасти дочь, если её мама так груба с учительницей, да и с самой дочкой («Тамара, иди-ка отсюда…»). Никаких трудовых навыков не формируется в этой семье («никакой работы, никакой заботы, не позволяю ей носового платка выстирать!») А зачем? Ведь есть же домработница, которой платят деньги.

Оба данных примера помогают автору ярче раскрыть проблему, показать, насколько же разными могут быть подходы воспитания детей учителей и родителей и как важно единство во взгляде на данную проблему.

Позицию автора легко понять. Он считает, что и школа, и семья в равной степени ответственны за процесс воспитания и обучения детей, что не нужно перекладывать эту обязанность только на одну из сторон.

Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Действительно, помогать формированию лучших нравственных качеств детей, воспитывать правильное отношение к учёбе необходимо и учителям, и родителям, так как на них лежит ответственность за это. Вспомним, как  относились к обучению Ильи Обломова в семье (роман И.А. Гончарова «Обломов»). При любом удобном случае ребёнка оставляли  дома, считали, что нужен лишь документ для будущего продвижения по службе их сына. А о том, что знаний при таком отношении ребёнок не получит, мать не задумывалась. В итоге – ленивый, не желающий трудиться Обломов. В семье было упущено важное в воспитании ребёнка — формирование в нём трудолюбия (ведь учёба – это серьёзный труд).

Таким образом, проблема воспитания, затронутая Л.Ф. Воронковой не может не волновать людей. Почти каждый в жизни задаёт себе вопрос: должна воспитывать и учить детей школа или семья. Лишь осознание равной ответственности и учителей и родителей в данном процессе принесёт ощутимые результаты, поможет детям стать настоящими людьми.

464 слова.

Пояснение.

По критериям, в сочинении должно быть не менее 150 слов. Понятно, что это тот МИНИМУМ, при котором сочинении будет оцениваться проверяющими.

Но мы же понимаем, что на высокий балл изложить материал в 150 слов очень сложно. Поэтому рекомендуемый объём – 250-350 слов.

В предложенном мною варианте слов больше. Я хотела ПОДРОБНО показать вам, ребята, каждую часть сочинения.

Предлагаю сокращённый вариант.

В тексте советской писательницы, автора книг для детей Л.Ф. Воронковой поднимается проблема воспитания.

Размышляя над поставленной проблемой, автор сравнивает два совершенно разных подхода к воспитанию ребёнка. Очевидна позиция учительницы Елены Петровны. Педагог переживает за свою ученицу, так как та стала хуже учиться, «не делает домашних заданий, не учит уроков». Она искренне хочет разобраться в причинах, предлагает «посоветоваться» с мамой ученицы, понимая, что не только школа, но и родители «должны следить» его отношением ребёнка к учёбе.

Какова же реакция мамы девочки на замечания учительницы? А родительница уверена, что учить детей – это обязанность школы, ведь за это учителя «деньги получают». А если Елена Петровна не может сама научить её ребёнка, то она и учительница «так себе». Удивляет такая позиция, убеждённость, что задача родителей – только «кормить ребёнка, одевать». Поражает бестактность и высокомерие матери во время разговора с педагогом (она дважды называет Елену Петровну пренебрежительно «голубушкой»). Процесс воспитания происходит не только в школе. Какой может вырасти дочь, если её мама так груба с учительницей, да и с самой дочкой («Тамара, иди-ка отсюда…»). Никаких трудовых навыков не формируется в этой семье («никакой работы, никакой заботы, не позволяю ей носового платка выстирать!»)

Оба данных примера помогают автору ярче раскрыть проблему, показать, насколько же разными могут быть подходы воспитания детей учителей и родителей и как важно единство во взгляде на данную проблему.

Позицию автора легко понять. Он считает, что и школа, и семья в равной степени ответственны за процесс воспитания и обучения детей, что не нужно перекладывать эту обязанность только на одну из сторон.

Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Действительно, помогать формированию лучших нравственных качеств детей, правильного отношения к учёбе необходимо и учителям, и родителям. Вспомним, как в семье относились к обучению Ильи Обломова (роман И.А. Гончарова «Обломов»). При любом удобном случае ребёнка оставляли дома, считали, что нужен лишь документ для будущего продвижения по службе их сына. В итоге – ленивый, не желающий трудиться Обломов. В семье было упущено важное в воспитании ребёнка — формирование в нём трудолюбия (ведь учёба – это серьёзный труд).

Таким образом, проблема воспитания, затронутая Л.Ф. Воронковой не может не волновать людей. Осознание равной ответственности и учителей и родителей в процессе воспитания принесёт ощутимые результаты, поможет детям стать настоящими людьми.

356 слов.

P.S.

Сочинение – это процесс творческий. Я предложила вам, ребята, свой вариант его написания. Ваши педагоги, конечно, предлагают свои. Важно, чтобы работа соответствовала критериям написания.

Очень важно не допустить ошибок в сочинении. О наиболее типичных ошибках и способах их устранения – в следующей статье.

Мельникова Вера Александровна.

Примеры сочинения егэ по русскому языку

Чтобы ты чётко понимал, каким должно быть сочинение ЕГЭ по русскому языку, мы попросили экспертов продемонстрировать примеры хороших работ. Вот что нам показала Олеся Косовская, преподаватель по русскому языку.

Сочинение на максимальный балл:

Сочинение на средний балл:

Посмотрите, как эксперты оценили это сочинение:

В 2020 году по сочинению можно было набрать максимум 24 балла

Если ты сомневаешься в своих силах и думаешь,что от самостоятельной подготовки не будет толка, запишись на курсы. На них ты изучишь теорию, закрепишь полученные знания на практике, будешь прорешивать пробники и учиться писать сочинение.

Чтобы получить результат, важно выбрать хорошую школу и опытного преподавателя. Это не тот случай, когда сапожник может быть без сапог, поэтому нужно убедиться в его квалификации.

Речевое оформление

• По критерию К5 сочинение оценивается с точки зрения смысловой цельности (целостности), речевой связности и последовательности изложения. Для того чтобы сочинение характеризовалось цельностью, оно должно иметь одну главную мысль, которая объединит все другие, сопричастные ей мысли.

Иными словами, вы не должны уходить от темы, напротив, вам нужно чётко следовать избранному пути, заявленному в формулировке проблемы исходного текста. Чтобы текст сочинения был связным, важно следить за тем, чтобы переход от одной подтемы к другой был плавным и содержал речевые средства, характеризующие связность.

Последовательность изложения в данной работе достигается чётким следованием составленному плану и заботой о том, чтобы последующее логически вытекало из предыдущего. Чрезвычайно актуально в связи с этим напомнить о важности не только общей идеи вашего сочинения, объединяющей все мысли, в нём содержащиеся, но и о разграничении мыслей — о разделении текста на абзацы, свидетельствующие о движении, развитии ваших мыслей, об их логическом порядке.

Кроме того, чрезвычайно важно создать также небольшое заключение, которое ещё раз подчеркнёт главную идею вашего текста и продемонстрирует то, что именуется цельностью и последовательностью мысли. Если ваш текст представляет собой связное речевое целое, в котором отсутствуют логические ошибки, вы получаете 2 балла.

Ваша работа будет оцениваться также по критерию точности и выразительности речи — Кб. Точность речи — это использование в данном конкретном тексте слов, адекватных выражаемому смыслу. Для того чтобы выполнить это условие, вам необходимо иметь представление о синонимии, антонимии, паронимии в русском языке.

Не следует употреблять в своём тексте жаргонных, просторечных, диалектных, а также некоторых заимствованных слов, которые не мотивированы условиями контекста. Выразительность речи достигается за счёт уместного использования языковых средств и их разнообразия.

Следует помнить, что в поле зрения проверяющего будет не только лексика, но и грамматика сочинения: в вашей работе должны быть различные структуры предложений, простых и сложных, что будет свидетельствовать о вашем языковом развитии и культурном развитии в целом.

Если ваше сочинение характеризуется точностью выражения мыслей и разнообразием грамматических структур, вы получаете по данному критерию 2 балла. Если ваш текст построен на однотипных грамматических конструкциях, хотя и достаточно точен по языку, вы получаете 1 балл.

Назад

Требования к сочинению

Для того чтобы достойно выполнить одно из наиболее трудных заданий экзамена (часть 2) — написать сочинение, вам следует хорошо знать требования, предъявляемые к этому виду работы, и критерии оценивания сочинения.

Важно подчеркнуть, что сочинение, которое вам предлагается написать, требует не только понимания текста — источника, но и умения сформулировать собственную мысль по поводу текста, развить ее в аргументирующих суждениях, подтвердить в заключительной формулировке. Предлагаемая работа должна иметь довольно жёсткую композиционную структуру.

В сочинении вам нужно сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором исходного текста. При этом не рекомендуется увлекаться цитированием данного для анализа текста. Напротив, вы должны овладеть некоторыми средствами аналитического описания речевого произведения, предполагающими его значительную перефразировку.

Далее вам предлагается сформулировать позицию автора (рассказчика), а также выразить согласие или несогласие с его точкой зрения и объяснить причины согласия или несогласия. Фактически, говоря о согласии или несогласии, следует выразить свою точку зрения на поставленную в тексте проблему.

Наконец, вам предстоит изложить доводы — аргументы в защиту высказанной вами точки зрения. Рекомендуется привести два аргумента на основе имеющихся у вас знаний — жизненного и читательского опыта. Подчеркнём, что две ссылки на произведения русской литературы — два литературных аргумента — демонстрируют кругозор выпускника и дают ему шанс получить высокие баллы за сочинение.

Аргументы из жизни сложны, поскольку требуют от учащегося умения представить «жизненную ситуацию» как общественно значимое явление, оценить эту ситуацию объективно и изложить так, чтобы проверяющий эксперт понял: данный ученик умеет видеть в частном явлении общее и от общего переходить к частностям.

Кроме того, «жизненная ситуация» должна быть изложена кратко и в то же время ясно для читающего сочинение эксперта. Как показывает практика, «аргументы из жизни», требующие журналистских навыков, — труднопреодолимая для учащегося задача, поэтому лучше использовать в поиске аргументации свой читательский опыт.

Другое дело — аргумент-указание на какое-либо значимое историческое событие. Такой «аргумент из жизни» следует признать правомерным и желательным. Учащийся упоминает важное событие, эпоху, соотнесённую с ним, и деятелей, участвовавших в нём. В случае корректного исполнения данной задачи: точного указания факта, времени, участников — вы получите искомый балл за аргумент.

Назад

Напомним:

  • объём сочинения должен составлять не менее 150 слов. Следует, однако, иметь в виду, что сочинение, претендующее на высокий балл, скорее всего несколько превысит этот объём. Как показывает практика, оптимально удовлетворить всем требованиям удаётся в тексте, содержащем до 300 слов;
  • работу следует писать с опорой на текст-источник, в противном случае сочинение не оценивается;
  • пересказанный или переписанный исходный текст без творческой переработки — анализа, комментария, собственных умозаключений — оценивается нулём баллов;
  • следует писать сочинение аккуратно, разборчивым почерком и ориентировать его на эксперта, оценивающего текст. Выпускник должен хорошо знать критерии проверки и оценки сочинения (задания С1).

Назад

Оцените статью
ЕГЭ Live