- Кому на руси жить хорошо? — вопрос гражданина
- Критерии оценивания
- Преступление и наказание — вечная тема
- Сочинение на «отлично» и его разбор
- Структура работы
- Интересное вступление
- Основной текст
- Заключение
- Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека
- Всё о правильном написании итогового сочинения
Кому на руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Это направление отсылает нас к одноимённому произведению Н. А. Некрасова. Однако, как и в случае третьей темой, оно не замыкается только на нём. Здесь выпускнику следует подумать об острых социальных и общественных вопросах: кто такой «гражданин»? В чем его ответственность перед обществом и родиной?
Как меняется страна с ходом истории, взгляды народа и уровень его жизни? Могут ли жители нашей страны обрести счастье, а все государственные проблемы – разрешиться? Рассуждения о долге, родине, патриотизме лягут в основу сочинений тех, ко выберет это направление.
Выпускникам, интересующимся политикой, социологией, историей и культурой стоит обратить внимание на данный блок. Помимо литературных аргументов вы сможете обратиться к исторической, психологической, философской литературе и публицистике, чтобы подчеркнуть и доказать свою позицию.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Из комментариев ФИПИ
Примерные темы:
- Какого человека можно назвать гражданином?
- Ощущаете ли вы личную ответственность перед государством?
- Нужно ли отдавать долг Родине и почему?
- Что делает граждан одной страны счастливыми?
- Может ли один человек повлиять на общество?
- Чего не хватает нашему государству?
- За что вы любите Россию?
- Кто должен заботиться о тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию: государство или граждане?
Литературные аргументы:
- «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов
- «Война и мир» Л. Н. Толстой
- «Недоросль» Д. И. Фонвизин
- «Похороните меня за плинтусом» П. Санаев
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
- «1984» Дж. Оруэлл
- «Горе от ума» А. С. Грибоедов
Готовьте аргументы, изучайте возможные темы и побольше тренируйтесь — тогда вы точно напишете итоговое сочинение 2021-2022! А чтобы точно быть готовым ко всему, записывайтесь на бесплатный урок по подготовке к ЕГЭ по русскому языку: благодаря нашим занятиям вы не сделаете ни одной грамматической ошибки ни в сочинении, ни в экзамене 😉
Критерии оценивания
1. «Соответствие теме»
Сочинение должно быть написано как ответ на вопрос, поставленный в теме, или как рассуждение о предложенной проблеме. То есть вы должны писать сочинение именно на сформулированную в задании тему. Многие выпускники допускают очень существенную ошибку – решают выбрать направление, например, «Отцы и дети», заучивают заранее написанный текст сочинения и на экзамене просто его воспроизводят.
Но это категорически неправильно! Ведь тема направления звучит очень общо, а тема сочинения очень конкретна, например, «Нужно ли учитывать опыт старших поколений». Если же вы будете просто рассуждать на тему направления «Отцы и дети», то работа не будет соответствовать теме.
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Подтвердить свои рассуждения нужно примерами из литературы – из художественных произведений, дневников, мемуаров, публицистики. При этом можно обращаться не только к отечественной, но и к зарубежной литературе. Для получения «зачета» по этому критерию необходимо привести хотя бы один пример из литературы, но мы рекомендуем взять два примера, чтобы уложиться в требуемый объем.
«Незачет» по этому критерию можно получить в том случае, если вы вообще не приведете никаких аргументов из литературы, либо если содержание литературного произведения будет искажено (не надо приводить в пример те книги, которые вы плохо знаете или с которыми знакомились только по краткому), либо если литературное произведение лишь упоминается, но не анализируется.
Далее следуют три критерия, минимум по одному из которых нужно пройти, чтобы получить «зачет».
3. «Композиция и логика рассуждения»
В сочинении должна четко прослеживаться связь между тезисом и доказательствами. Не должно быть грубых логических ошибок. Нужно выделить несколько абзацев, между которыми лексически и грамматически обозначить связь.
4. «Качество письменной речи»
В этом критерии проверяются речевые ошибки. В сочинении не должно быть однообразия грамматического строя речи. Термины должны быть употреблены уместно, а словарь должен быть разнообразен – желательно показать богатый словарный запас, но употреблять только те слова, в значении которых вы точно уверены.
5. «Грамотность»
Получить «зачет» по этому критерию можно, если на 100 слов в сочинении приходится менее 5 орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. То есть, если в сочинении 350 слов, можно сделать 15 ошибок и при этом получить «зачет».
Преступление и наказание — вечная тема
Темы этого направления не будут ограничиваться только произведением Ф. М. Достоевского, поскольку затрагивают важную философскую тему «преступления» в широком смысле этого слова. Стоит обсудить и последствия, с которыми сталкивается «преступник».
В центре рассуждений выпускника встанут такие понятия, как:
- мораль и нравственность;
- совесть;
- честь;
- ответственность;
- вина и раскаяние.
Опираясь на личный опыт, обращаясь к опыту литературных героев, мы посмотрим на тех, кто совершает нечто неблаговидное, проанализируем, к чему приводят подобные поступки, как они влияют на человека и его окружение. Это направление также наталкивает на мысли о том, что такое справедливое наказание, в каких ситуациях допустимо мстить, осуждать, а в каких – великодушно прощать.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
Из комментариев ФИПИ
Примерные темы:
- Чем страшен человек без совести?
- Можно ли понять и простить человека, совершившего преступление?
- «Тварь ли я дрожащая или право имею…» — в чем заключалась ошибка теории Раскольникова?
- Что может толкнуть человека на преступление?
- Почему каждый человек должен нести ответственность за свои поступки?
- Согласны ли вы с утверждением: «Нет хуже мук, чем муки совести»?
- Должно ли последовать наказание за возмездие?
Литературные аргументы:
- «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
- «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
- «Голодные игры» С. Коллинз
- «Повелитель мух» У. Голдинг
- «Старуха Изергиль» М.Горький
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
- «Анна Каренина» Л. Н. Толстой
Сочинение на «отлично» и его разбор
Тема работы: «На какие жизненные вопросы тебе может помочь ответить литература?»
В разные времена были великие писатели, создававшие свои произведения. Каждый из них старался передать собственное мнение и идею. Человек, читающий книгу, учится у героев, сопереживает им и вместе с ними отвечает на важные вопросы, решает поставленные автором проблемы.
В произведении французского писателя Гастона Леру «Призрак оперы» перед нами предстают герои с совершенно различными судьбами, историями и исключительными чертами: гений Эрик, по причине уродства отвергнутый обществом, талантливая Кристина, бесконечно добрая к людям, и смелый виконт де Шаньи, преданный своей любви. Нельзя не упомянуть и перса Надир-хана, который, несмотря ни на что, верил в своего друга.
Рассмотрим подробнее данных героев. Что же хотел сказать автор, наделяя Эрика таким характером, умом и внешностью? Прежде всего, нужно упомянуть, что призрак оперы обладал исключительным интеллектом и совершенно отталкивающей внешностью – облик скелета, обтянутого кожей.
Люди боялись его, судили по внешнему виду. Можно ли сказать, что общество часто отворачивается от кого-либо, просто взглянув? Да, и история отвергнутого по этой причине человека и представлена в романе. Только Кристина Даэ, девушка, пострадавшая от озлобленного гения, в итоге простила и пожалела его.
Лишь в самом конце своего существования Эрик почувствовал, что в какой-то момент он действительно жил. Книга помогла мне ответить на вопрос, почему никто не может жить вне общества. Потребность в людях так же естественна, как и необходимость дышать. <…>
С моей точки зрения, Гастон Леру в своем произведении поднимает вопрос отношений между людьми: то, чего не хватает в нас, и то, чего не хватает нам. Нам не хватает доброты и любви, терпения Кристины Даэ, истинной веры в друзей Надира-хана и храбрости, преданности Рауля де Шаньи. Книга помогла мне найти ответ на вопрос, какими качествами должны обладать люди.
Итак, сочинение написано самостоятельно, в нем 278 слова – значит, первым двум требованиям работа соответствует. Выпускник рассуждает по предложенной проблеме и не отклоняется от темы на протяжении всего сочинения – это «зачет» по критерию № 1. В работе есть опора на литературный материал, причем произведения проанализировано глубоко, нет фактических ошибок и искажения авторского замысла – это «зачет» по критерию № 2.
Сочинение выстроено в соответствии с композиционными требованиями, есть вступление, основная часть и заключение, обозначена логическая связь между абзацами – это «зачет» по критерию № 3. По критериям № 4 и № 5 работа также получает «зачет», так как нет орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок.
Структура работы
В заключительном сочинении содержится вступление, основная часть и логический вывод либо заключение. Вступление и заключение по объему занимают треть всей текстовой работы.
План заключительной работы
Интересное вступление
Необходимо прописать базовую идею и краткие тезисы будущего текста. Эта часть работы универсальна, не зависящая от текущего года. В качестве таковой может выступать согласие либо противовес цитате, собственное мнение автора. Объем вступления при это не должен превышать 15% от общего объема. Также здесь можно использовать вступительные клише.
Основной текст
В качестве подкрепления базового тезиса используются доводы с упором на литературные источники. Необходимо чтобы в этой части выпускник привел как минимум два логически связанных довода. Для плавного перехода к этой части могут применяться следующие клише:
- «В доказательство моих рассуждений обращусь к литературным источникам…»;
- «Хочу напомнить о произведениях художественной литературы, где прослеживается тема…».
Переход к следующему аргументу может выглядеть вот так:
«Могу привести и другой пример, подтверждающий мою позицию…»
Заключение
Эта часть необходима для подведения итогов и обобщения всего вышесказанного. В этом случае подойдут следующие выражения:
«В завершении хочу сказать, что…»
«Из этого вытекает вывод, что…».
Порядок проведения итоговой работы
Зачастую подобного рода сочинение ученики пишут в родной школе. Общее время, отведенное на написание этой работы, составляет 3 часа 55 минут. При выполнении запрещено использование каких-либо источников информации – все пишется самостоятельно.
Примерные темы, которые ожидали абитуриентов 2020-2021 году:
- Забвению не подлежит;
- Время перемен;
- Я и другие;
- Разговор с собой.
Пять тем, отведенных для выполнения этого задания, озвучат за 15 минут до начала экзамена. Как правило, они прописаны в форме риторического вопроса, например, «Должен ли человек смирять гордость?» Выпускник может выбрать любую тематику для его написания.
Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Это направление заставляет нас задуматься о плюсах и минусах, которые приносит нам технологический прогресс. Человек развивается, меняет мир вокруг, и каждый день мы, с одной стороны, пользуемся дарами цивилизации, с другой – подвергаемся риску и боремся с негативными последствиями.
Темы позволят выпускникам задуматься о том, что каждый великий шаг прогресса несёт за собой последствия, которые порой могут оказаться катастрофическими: для экологии и здоровья самого человека. Обращаясь к классической литературе, мы сравниваем мир «до» с нашим современным миром, прослеживаем, как меняются ценности людей, духовный мир, социум.
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
Из комментариев ФИПИ
Примерные темы:
- Что важнее: развитие технологий или духовное развитие?
- Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?
- Согласны ли вы с высказыванием А. Эйнштейна: «Стало чудовищно очевидно, что наши технологии превзошли нашу человечность»?
- Может ли прогресс навредить человеку?
- Согласны ли вы с высказыванием: «Лень — двигатель прогресса»?
- Могут ли технологии заменить учителя?
- Как технологический прогресс отражается на природе?
- Один из величайших мифов нашего времени — это то, что технологии сближают нас. Так ли это?
Литературные аргументы:
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «О дивный новый мир» О. Хаксли
- «Отцы и дети» И. С. Тургенев
- «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
- «1984» Дж. Оруэлл
- «Мы» Е. И. Замятин
- «Голодные игры» С. Коллинз
- «Повелитель мух» У. Голдинг
- «Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин
- «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз
Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Здесь нам предлагают поразмышлять о путешествиях и странниках. Причём речь может пойти как о реальной дороге, так и о жизненном пути. Темы могут попросить выпускников порассуждать о своих поездках, впечатлениях, опыте, полученном в путешествиях, а также обратиться к образу странника из литературы.
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам и публицистике позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
Из комментариев ФИПИ
Примерные темы:
- Почему людям так нравится путешествовать?
- Согласны ли вы с высказыванием Эмиля Золя: «Ничто так не развивает ум, как путешествие»?
- Как вы понимаете смысл высказывания: «Инвестиции в поездки — это инвестиции в себя»?
- Правда ли, что жизнь странника гораздо интереснее, чем жизнь «домашнего» человека?
- Как найти смысл на жизненном пути?
- Согласны ли вы, что лучший этап любого путешествия — возвращение домой?
- «Путешествия лишают тебя дара речи, а потом превращают в лучшего рассказчика» — Ибн Баттута.
- Почему в поездку можно уехать одним человеком, а вернуться совершенно другим?
- Согласны ли вы с высказыванием: «Путешествовать — значит развиваться».
Литературные аргументы:
- «Война и мир» Л. Н. Толстой
- «Вокруг света за 80 дней» Жюль Верн
- «Герой нашего времени» М. Лермонтов
- «Шантарам» Грегори Дэвид Робертс
- «Дети капитана Гранта» Жюль Верн
- «Жена путешественника во времени» Одри Ниффенеггерф
- «Горе от ума» А. С. Грибоедов
- «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов
Всё о правильном написании итогового сочинения

В первую среду декабря все ученики 11 классов пишут
итоговое сочинение
. Выпускнику предлагается
пять тем сочинений
, из которых ему нужно выбрать одну. Как бы то ни было, конкретные
темы
становятся известны
за 15 минут до начала экзамена
. Заранее (примерно 1 сентября) публикуются только
направления
, в рамках которых будут даны темы. В 2022/2020 учебном году даны следующие направления:
● «Война и мир» – к 150-летию великой книги
●
Надежда и отчаяние
●
Добро и зло
●
Гордость и смирение
●
Он и она
Многие выпускники задаются вопросом: «Как писать это сочинение?». В данной статье мы ответим на этот вопрос! С тематическими направлениями, критериями и рекомендациями по итоговому сочинению 2022/2020 гг. мы подробно ознакомились в этой статье. Повторяем, что для получения зачёта необходимо, чтобы выпускник:
• раскрыл предложенную тему, написав не менее 250 слов;
• привёл хотя бы один литературный аргумент.
Если Вы ищете
короткую
инструкцию по написанию итогового сочинения, то вот она:
1) Написать Введение, в котором нужно плавно подвести читателя к тому, что Вы будете доказывать в Основной части.
2) Написать Основную часть, в которой нужно доказать своё мнение с помощью литературных аргументов.
3) Написать Заключение, которое содержит вывод по всему сочинению.
Если Вы ищете
подробную
инструкцию по написанию сочинения, то приступаем.
При подготовке к сочинению учащиеся часто спрашивают: можно ли готовиться только к одному тематическому направлению? Наш ответ: нет, нет и нет! А если конкретная тема покажется Вам сложной? Вы попадёте в затруднительное положение: не сможете перестроиться и подобрать необходимый материал.
1. АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ
2. КАК РАБОТАТЬ С ЧЕРНОВИКОМ И ПЛАНОМ СОЧИНЕНИЯ
Черновик — это листы для предварительных, черновых записей. Черновики после экзамена сдают, однако они не учитываются при проверке сочинения.
Существуют различные способы работы с черновиком:
• Одни выпускники привыкли полностью писать текст на черновике, а затем после правки переносить его в чистовик.
• Другие предпочитают работать с отдельными частями: сначала написать законченный фрагмент на черновике, а затем, отредактировав его, переносить в чистовик.
• Некоторые сразу записывают текст в чистовик.
Последний способ нежелателен: текст всё равно потребует правки, а исправления в чистовике сделают работу неаккуратной. К тому же, в отличие от ЕГЭ по русскому языку, на всё сочинение даётся почти 4 часа; этого времени хватит, чтобы переписать сочинение даже несколько раз.
На этапе выбора темы Вы можете набросать на черновике названия художественных произведений, необходимых для раскрытия темы. После того, как определитесь с темой, постарайтесь сформулировать основной тезис — мысль, которую Вы будете обосновывать в своём сочинении. Чтобы не отклоняться от темы, следите за тем, чтобы на протяжении всей работы Вы придерживались изначально выбранной мысли и отвечали на поставленный вопрос.
Подбирая материал, выделяйте в нём главные и второстепенные сведения. Определите, на какие «смысловые части» можно разделить тезис — это поможет Вам выстроить композицию сочинения. Продумайте, какой материал будет вспомогательным — его можно будет использовать для пояснения основной мысли.
Структура сочинения должна выглядеть следующим образом (количество тезисов значения не имеет):
Например, раскрывая тему «Любовь: счастье или трагедия?», можно нарисовать такую схему:
3. РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ СОЧИНЕНИЯ
Критерием оценки сочинения №3 является
композиция
, т.е.
смысловая целостность
сочинения,
насколько продумано построение
работы.
Традиционно выделяют три части сочинения:
1) введение, задача которого — ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой;
2) основная часть, в которой непосредственно раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художественного произведения;
3) заключение, в котором подводится итог, обобщается написанное.
Отсутствие в сочинении одного из этих элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении баллов.
Структура сочинения должна выглядеть следующим образом:
ВВЕДЕНИЕ | Подготовка к восприятию основных мыслей работы |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | Тезис 1 Доказательства, примеры (один или несколько) Микровывод (обобщение написанного) Логический переход к новой мысли Тезис 2 Тезис 3 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | Обобщение по всей теме. Выводы (если их несколько, то каждый вывод пишется с новой строки) |
3.1 КАК ПИСАТЬ ВВЕДЕНИЕ
Варианты введения
ВИД ВВЕДЕНИЯ | ОПИСАНИЕ | ПРИМЕР |
Аналитическое | Может содержать размышление над центральным понятием темы сочинения (война, совесть, милосердие и т.п.). | Что такое гордость? Это чувство собственного достоинства, самоуважения, которое не позволяет опускаться до низких поступков. Однако непомерная гордость перерастает в гордыню – высокомерие, пренебрежение к окружающим. В чём же различие между гордостью и гордыней и где та грань, которая разделяет эти понятия? |
Биографическое | Содержит факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме. | Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л.Н. Толстого — это бесконечный творческий поиск. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске истины и гармонии. Не случайно для ответа на вопрос «Какого человека можно назвать добрым?» мы обращаемся к творчеству Л.Н. Толстого. |
Цитатное | В своей основе содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения и является «точкой отсчёта» для дальнейшего развёртывания мысли. | «Добро – не наука, оно действие». Я думаю, этой фразой французский писатель Ромен Роллан даёт каждому из нас правильный совет: если хочешь стать добрым человеком, начни действовать, помогать людям, поддерживать окружающих в трудную минуту, часто не дожидаясь просьбы о помощи. |
Личностное | Предполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения. | Для меня «Война и мир» Льва Николаевича Толстого не только одно из величайших произведений мировой литературы, но и книга, сыгравшая особую роль в моей жизни. Читая этот роман, я впервые по-настоящему глубоко задумался о таких вечных вопросах, как смысл жизни, предназначение человека, сущность добра и зла… Не случайно для размышления над вопросом «Чем гордость отличается от гордыни?» я бы хотел обратиться к роману-эпопее «Война и мир». |
Историческое | Предполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических или культурных особенностей того времени. | XX век для России стал эпохой испытаний, гениальных прозрений и фатальных заблуждений, созидательных начинаний и разрушительных войн. Быть писателем — нелёгкое дело в любые времена, а в сложную эпоху общественных и культурных переворотов служить истине особенно трудно. Общество начала XX века отказалось от всех прежних идеалов и ценностей. Дом, семья, быт, любовь — всё это вдруг стало пережитком прошлого. Эпоха давила на человека, требовала, ломала, подчиняла… Куда идти? Каких держаться истин? Все эти вопросы тогда стояли особенно остро и волновали людей. |
Введение должно быть не очень большим. Следите за тем, чтобы оно было органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически.
3.2 КАК ПИСАТЬ ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ
Основная часть — это
проверка того, насколько верно понята тема
. Основная часть сочинения должна быть посвящена
раскрытию конкретной темы
, поэтому здесь особенно сложно давать какие-то универсальные рецепты.
Прежде всего необходимо обратить внимание на чёткое членение текста на абзацы. Каждый абзац — это относительно законченное целое. Абзац должен быть посвящён изложению одной идеи. Он не должен начинаться с одной идеи и заканчиваться другой. Предложения должны быть логически связаны так, чтобы каждое последующее было ответом на вопрос, возникающий у читателя после прочтения предыдущего предложения. Если читателю приходится возвращаться и перечитывать абзац два или три раза, это означает, что абзац не согласован, предложения не следуют логически друг за другом. Новый абзац — это новая мысль, так или иначе связанная с предыдущей, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой. Вы можете использовать следующие слова и словосочетания для выражения связи между абзацами:
● вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др. (последовательность развития мысли);
● однако, между тем, в то время как, тем не менее (отношения противоречия, противопоставления);
● следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того, к тому же (причинно-следственные отношения);
● обратимся к…, вспомним также, остановимся на…, перейдём к…,необходимо остановиться на…, необходимо рассмотреть… (переход от одной мысли к другой);
● итак, таким образом, значит, в заключение хочу отметить, всё сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать…(итог, вывод).
Использование литературных аргументов
3.3 КАК ПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Варианты заключения
ВИД ЗАКЛЮЧЕНИЯ | ОПИСАНИЕ | ПРИМЕР |
Обобщение написанного | Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке мы возвращаемся к основной мысли сочинения, излагая её более широко и эмоционально. | Итак, как подсказывает нам история и художественная литература, высокая жизненная цель побуждает человека к совершенствованию мира и самого себя, не даёт остановиться на пути вечного стремления к идеалу. |
Риторический вопрос | Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения возвращает читателя к основной проблеме, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её актуальность. | Итак, на протяжении тысячелетий люди воюют. В войнах погибают сотни, тысячи, миллионы человек. Пожалуй, война – самое ужасное явление на свете, и мало кто это может оспорить. И даже в XXI веке человечество не может избежать военных конфликтов. Неужели войны никогда не закончатся? |
Цитата | Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее Вашу мысль. | «Кто жесток, тот не герой», — метко сказал Пётр I. Трудно не согласиться с этой мыслью. Как показывает опыт художественной литературы, жестокость не только не делает человека великим, но и внутренне опустошает его, обрекая на мучительное одиночество. |
Призыв к читателю | Призыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить своё отношение к проблеме. | Завершая своё сочинение, я хочу обратиться к Вам с просьбой: посмотрите вокруг себя, подумайте о том, нет ли рядом людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Подумайте: кем Вы хотите быть — равнодушным эгоистом или отзывчивым человеком, который несёт добро окружающим? |
Заключение должно подводить итог всей Вашей работе, логично завершать Ваши размышления над темой сочинения. Заключение, как и введение, должно быть органично связано с основным текстом.
Обратите внимание на то, что вывод — это не простое повторение аргументов, как это часто бывает в работах учеников. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер.
4. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В СОЧИНЕНИИ
Речевое оформление сочинения учитывается в критерии №5 «Грамотность». Самые типичные ошибки, которые часто встречаются в сочинениях, можно сгруппировать следующим образом:
Фактическая ошибка — это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.
№ | ВИД ОШИБКИ | ПРИМЕР |
1 | Искажение жизненных фактов (фактов биографии автора, дат, событий, авторства произведений и т.д.) | Живя за границей, Пушкин ни на минуту не забывал о родине.(Пушкин никогда не бывал за границей) |
2 | Искажение информации художественного произведения (названий, имён героев и т.д.) | В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев рассказывает о Никите Кирсанове, который примкнул к нигилистам. (Речь идёт об Аркадии Кирсанове) |
3 | Неверная интерпретация событий, упоминаемых в тексте произведения | Когда вернулся Тихон, Катерина проговорилась ему и свекрови о своих встречах с Борисом.(Катерина прилюдно кается в своём грехе, а слово проговориться означает «нечаянно сказать то, чего не следовало говорить») |
Речевые ошибки
Речевая ошибка — это нарушение норм употребления и сочетаемости слова.
№ | ВИД ОШИБКИ | ПРИМЕР |
1. | Употребление слова в несвойственном ему значении | Если мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно найти происки патриотизма. |
2. | Нарушение лексической сочетаемости слов | Кабаниха старается казаться добродетельной и несколько праведной женщиной. |
3. | Смешение паронимов | Детство Максима Горького прошло в бедноте. |
4. | Неразличение синонимичных слов | Рабочие за свой труд получали жалкую плату, которой не хватало даже на корм. |
5. | Употребление слов иной стилистической окраски | Кулигин поначитался стихов Ломоносова и Державина. |
6. | Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов | Плюшкин зациклился на почве жадности. |
7. | Употребление лишних слов | Иван Денисович привык беречь каждую минуту времени. |
8. | Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) | Писатель подробно описывает своего героя. |
9. | Неоправданное повторение слова | Автор создаёт образ столичного города. Автор показывает людей, погружённых в будничную суету. |
10. | Ошибки при употреблении фразеологизмов | Глава «Сон Обломова» играет большое значение в художественной структуре романа. |
11. | Неудачное употребление местоимений | Это произведение написал В. Астафьев. В нём затрагивается множество актуальных проблем. |
Грамматические ошибки
Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения. Такие ошибки связаны с нарушением какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической.
№ | ВИД ОШИБКИ | ПРИМЕР |
1 | Ошибочное словообразование | Упрямость вместо упрямство, надсмехаться вместо насмехаться. |
2 | Ошибочное образование формы существительного | Земные недрывместо недра, опытные шоферавместо шофёры. |
3 | Ошибочное образование формы прилагательного | Более ярчевместо более яркий, самый важнейшийвместо самый важный. |
4 | Ошибочное образование формы числительного | Более пятиставместо более пятисот. |
5 | Ошибочное образование формы местоимения | Ихней помощивместо их помощи. |
6 | Ошибочное образование формы глагола, причастия, деепричастия | Заказует вместо заказывает, ездиют вместо ездят, накормящий вместо кормящий или накормивший. |
7 | Нарушение согласования | Я благодарен людям, воспитавших в себе «талант доброты»(правильно: людям, воспитавшим в себе…). |
8 | Нарушение управления | Я хочу привести к примеру Петра I(правильно: привести в пример). Многие люди не имеют своё мнение(правильно: не имеют своего мнения). |
9 | Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Все, кто совершают подвиги, следуют зову сердца(правильно: Все, кто совершает…). |
10 | Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях | Все были рады, счастливы и весёлые(правильно: … и веселы). |
11 | Ошибки в построении предложения с однородными членами | Автор не только осуждает жестокость, а также призывает нас делать добро(неправильная пара союзов; правильно: не только, но и). |
12 | Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом | Вернувшись домой, мне вспомнилась эта история(действие, обозначаемое деепричастием, должно относиться к подлежащему: Вернувшись домой, я вспомнил эту историю). |
13 | Ошибки в построении предложения с причастным оборотом | Поставленная проблема автором очень актуальна(правильно: проблема, поставленная автором или поставленная автором проблема). |
14 | Ошибки в построении сложного предложения | Рассказ написан Александром Солженицыным, в котором поднимается важная проблема…(правильно: В рассказе Александра Солженицына поднимается важная проблема…) |
15 | Смешение прямой и косвенной речи | Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами.(правильно: Не случайно герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами.) |