- Что такое пример-иллюстрация?
- Описания
- Что такое смысловая связь
- Ссылка на номера предложений (самый простой)
- Прямая речь
- Косвенная речь
- Размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте
- Соединение разных способов в одном примере
- Виды примеров-иллюстраций
- Истории
- Как оформить связь?
- Клише для написания комментария
- Комментируем проблему текста вместе
- Косвенная речь
- Косвенное цитирование
- Место обозначения смысловой связи в сочинении егэ
- Перед примерами
- После примеров
- Пояснение к примерам-иллюстрациям
- Примеры, которые приводит автор в своём тексте
- Примеры-иллюстрации в публицистическом тексте
- Прямая речь
- Прямое цитирование
- Размышление над фактами, событиями, описываемыми в тексте
- Размышления автора, связанные с проблемой
- Речевые клише по русскому языку к сочинению — 4егэ
- Слова, выражения, важные для понимания проблемы
- Средства выразительности
- Ссылка на номер предложения
- Ссылка на номера предложений
- Точки зрения, которые приводит автор
- Цитаты
Что такое пример-иллюстрация?
Пример-иллюстрация — это связанная с поставленной проблемой информация тек-ста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося.
Описания
В тексте №28 К.Г. Паустовского «Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга…» примером-иллюстрацией проблемы определения роли природы в жизни человека будет описание красоты полуночного пейзажа (предложения 26 — 31).
Что такое смысловая связь
При комментировании проблемы текста важно не только привести примеры-иллюстрации из прочитанного текста и пояснить их, но и найти и объяснить смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Ссылка на номера предложений (самый простой)
Например:В.П.Крапивин показывает большую любовь деда к внуку не только потому, что его зовут также, но и потому, что общение с Журкой позволило ему еще раз пережить лучшие минуты своего детства, о которых он рассказывал мальчику во время их совместных прогулок (предложения 24 — 25). (Текст № 21)
Прямая речь
Например: «Ничего, мы сдюжим», — эти слова, вложенные в уста русича, утверждают огромную веру писателя в то, что во все времена Россия, Родина, была и остается свободной страной с богатейшей культурой. (Текст № 24)
Косвенная речь
Например:Б.Л.Пастернак говорит о том, что Живаго «от души желал им удачи», потому что они были близки ему по духу… (Текст №3)
Размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте
Например:О большой роли этого великого писателя, давшего читателям самых разнообразных героев на страницах своих книг, автор рассуждает и тогда, когда начинает перечислять яркие художественные образы из различных произведений Л.Н.Толстого. (Текст № 30)
Соединение разных способов в одном примере
Например:Л.А. Чарская подробно повествует, как Матрёша, одетая в наряд и драгоценные украшения боярышни Уленьки, гостеприимно встречает нежданных гостей Крутоярских, как предлагает Малюте «потешить его и примчавшихся с ним опричников пляской», как своей пляской она растопила лёд в сердце жестокого Малюты Скуратова, так что Малюта пообещал «боярышне» освободить из тюрьмы её отца и слово своё сдержал (предложения 35-36). (Текст № 2).
Важно!
Каждый пример-иллюстрация обязательно должен иметь соответствующее пояснение.
Виды примеров-иллюстраций
Основой комментария является поднятая автором проблема, а примеры иллюстрируют её наличие в тексте.
Истории
В тексте №27 Ю.В. Бондарева «Летний среднеазиатский вечер, сухо шелестят велосипедные шины по тропке вдоль арыка…» примером-иллюстрацией проблемы отношения к родителям будет история, связанная со смехом приятелей над нелепым видом отца (предложения 16 — 21).
Как оформить связь?
Связь между примерами также важна. Она не только делает сочинение логически правильным, но и приносит выпускникам дополнительный балл. Какими бы замечательными не были приведенные примеры, они не принесут 5 баллов без связывающего из предложения. Связка объединяет две разные мысли, два примера.
Ее также можно оформить несколькими способами. Обратимся к тексту В. А. Солоухина о выхухоли и на его примере посмотрим, как оформить связь. Для начала определим проблему этого текста. В нем, как и во многих текстах, автор затрагивает не один проблемный вопрос.
- выхухоль, которая так боится человека, не скрылась при виде рассказчика, ведь в беде были ее дети, которых она самоотверженно защищала;
- рассказчик поставил себя на место выхухоли и представил, как было бы тяжело ему смотреть на своих детей, которые могли бы оказаться в беде, и он тоже бы сделал все, чтобы их спасти.
Клише для написания комментария
Вспомогательные фразы для написания комментария и других частей сочинения приведены на странице с шаблоном. Они нужны в силу ряда причин. Во-первых, чтобы не переходить на пересказ. Во-вторых, чтобы помогать эксперту проверять сочинение.
Автор рассказывает о ситуации … , чтобы донести до читателя следующую мысль: …
Автор восхищается … , потому что …
… , автору текста, важно показать … , так как …
Автор объясняет, почему … , приводя в качестве аргумента …
При помощи данного примера автор пытается показать …
Нам важно выделить, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМИ СПОСОБАМИ автор показал читателю.
Комментируем проблему текста вместе
Чтобы подтвердить теорию практикой, попробуем вместе прокомментировать проблему текста. Обратимся к тексту В.Г. Распутина о мальчике Саньке. Выделим в нем следующую проблему: что значит быть самостоятельным? При внимательном чтении текста можно без проблем найти примеры, подтверждающие существование данной проблемы.
- Первый пример: Санька хотел стать более самостоятельным, но родители не позволяли ему этого, окружая своей заботой и участием.
- Пояснение: порой нам мешают быть самостоятельными наши близкие.
- Второй пример: оставшись дома один, мальчик сам ходил в магазин, готовил обед, полол грядки.
- Пояснение: автор показывает самостоятельность Саньки, описывая его жизнь без взрослых.
- Связь: приведенные примеры показывают, как новые обстоятельства делают человека самостоятельным.
Эти мысли не являются готовым комментарием. Но если их правильно соединить в единое целое, то получится прекрасный аргумент к проблеме текста. Кстати, связь можно расположить и перед примерами, немного ее изменив: Самостоятельным человека могут сделать жизненные обстоятельства, отсутствие рядом близких людей.
Косвенная речь
Самым распространенным способом является использование косвенной речи при указании на примеры из текста. Косвенной речью называют слова какого-либо лица, переданные в предложении говорящим и подчиненные его фразе, с помощью которой он вводит чужие слова в предложение. Типичные конструкции выглядят так:
- Автор обращает наше внимание на тот факт, что…
- Автор приводит доводы о том, что…
- Автор рассказывает о том, как…
Косвенное цитирование
Автор подчеркивает, что, поддаваясь своим низменным потребностям, человек спо-собствует саморазрушению. Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень, который позволит противостоять злу и направить всю свою деятельность на совершен-ствование себя и мира вокруг нас.
Место обозначения смысловой связи в сочинении егэ
В критериях оценивания сочинения нет точной конкретизации места смысловой связи при комментировании проблемы текста.
Главное – чтобы эта связь была описана.
Поэтому в зависимости от замысла автора сочинения смысловую связь можно разместить в любом месте: в начале комментария, между двумя примерами-иллюстрациями или в конце комментария после пояснения второго примера-иллюстрации.
Наиболее распространённым местом обозначения смысловой связи является место в конце комментария после пояснения второго примера-иллюстрации, когда смысловая связь подводит итог комментирования проблемы текста.
Перед примерами
- Автор на протяжении всего текста рассуждает о силе родительской любви.
- В прочитанном тексте можно найти подтверждение моей точки зрения о том, что родители способны на многое ради своих детей.
- Родительская любовь настолько сильна, что они не пожалеют собственной жизни ради спасения детей. В тексте есть этому подтверждение.
После примеров
- Эти примеры доказывают тот факт, что родители готовы пожертвовать всем, лишь бы их дети были живы и здоровы.
- Приведенные мной примеры показывают роль родительской заботы в жизни детей.
- Примеры, приведенные мной, свидетельствуют о жертвенной любви родителей к своим детям.
Пояснение к примерам-иллюстрациям
Пояснение к примеру-иллюстрации — это мысли выпускника о размышлениях автора произведения по проблемам, содержащимся в исходном тексте.
Пояснение к примеру-иллюстрации – это интерпретация слов автора и сюжетной линии текста своими словами.
Это значит, что выпускник в сочинении должен объяснить слова автора, которые он цитирует в тексте сочинения, раскрыть их смысл, рассказать, почему герои поступают так, а не иначе, при необходимости проанализировать лексические оценочные средства выразительности, рассказать о своих эмоциях и чувствах, которые возникают при прочтении.
Для удобства и уверенности в том, что пояснение к примеру написано грамотно, можно в черновике сочинения ЕГЭ подчеркнуть материал, взятый из исходного текста.
Примеры, которые приводит автор в своём тексте
В тексте №14 Б.Л. Васильева «Встреча произошла неожиданно…» примером-иллюстрацией проблемы проявления сострадания, милосердия по отношению к пленному врагу является эпизод, когда герой отпускает пленного немца (предложения 36 — 47).
Примеры-иллюстрации в публицистическом тексте
В публицистическом тексте, где авторская позиция выражена, в основном, прямо, необходимо понаблюдать, как автор развивает свои мысли и к какому выводу приходит.
Для этого нужно обратить внимание на:
- мнение известных людей по проблеме, если автор приводит такие мнения;
- события, факты или явления, описанные автором в ходе собственных рассуждений.
Выпускник обязательно должен сделать пояснение к найденным примерам-иллюстрациям, ответив на вопросы, зачем автору понадобились именно эти факты, явления, мнения известных людей, что они дают для раскрытия найденной проблемы.
Также необходимо найти и объяснить смысловую связь между проанализированными примерами.
Важно!
Во всех публицистических текстах всегда имеется ответ на вопрос, поставленный автором текста, это и есть авторская позиция по рассматриваемой проблеме, которую необходимо выпускнику написать в сочинении после комментария.
Прямая речь
Прямая речь – это дословное написание слов автора в том виде, в котором они представлены в тексте. Указывая на конкретный пример из текста, процитируйте его. Не обязательно цитировать целое предложение или даже несколько, если они являются важными для аргументации.
- Автор пишет: «…»
- Автор говорит: «…»
- Автор настаивает: «…»
Прямое цитирование
«Духовная жизнь мне представляется в тысячу раз богаче, чем жизнь внешняя, прояв-ленная», — пишет Ш.А. Амонашвили. Действительно, внутри себя мы порой проживаем десятки и сотни жизней, принимаем решения, которые определяют наши поступки.
Размышление над фактами, событиями, описываемыми в тексте
Виктор Астафьев изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледя-ной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных.
Размышления автора, связанные с проблемой
В тексте №23 Д. А. Гранина «Детство редко даёт возможность угадать что-либо о будущем ребёнка…» примером-иллюстрацией проблемы восприятия окружающего мира ребёнком являются размышления писателя о том, что такое вкус детства (предложения 28 — 32).
Речевые клише по русскому языку к сочинению — 4егэ
Сочинение пишется по определенному плану:
1. Введение
2. Постановка проблемы
3. Комментарий к проблеме
4. Позиция автора
5. Ваша позиция
6. Литературный аргумент
7. Любой другой аргумент
8. Заключение
2) О необходимости … знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… — это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.
3) (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .
4) (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися.
Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…
5) Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») «(Высказывание),» — так начинается статья … . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).
6) Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы).
7) (Риторический вопрос ). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.
8) Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.
9) Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким – либо конкретным примером.
10) Приём «Цитата». «…,» — писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, …
11) (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье … . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.
12) Люди часто размышляют о том, что … . (О том, что … , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).
13) Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …
14) (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что … . Кто-то … .
15) «…,» — в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста … .
Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…
2) В данном тексте {указываем автора} волнует проблема…
3) Данный текст посвящён теме (проблеме) …
4) В тексте представлена точка зрения {указываем автора} на проблему…
5) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} касается следующих вопросов … (останавливается на следующих проблемах …)
6) Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…
7) Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…
8) Текст {указываем автора} заставил меня задуматься над проблемой…
9) Волнующую всех нас проблему… поднимает {указываем автора}.
10) Проблема, поднимаемая (поставленная) {указываем автора}, — это…
11) Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора}.
12) Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.
2) Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …
3) Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}.
4) Рассуждая над проблемой …, {указываем автора} обращается … {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.
2) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: …
3) По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …)
4) Позиция автора такова:…
5) Автор считает, что…
6) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
7) Автор убеждает нас в том, что…
8) В тексте доказывается мысль о том, что…
9) Основная мысль текста заключается в том, что…
10) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что…
2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.
3) Я согласна (не согласна) с автором в том, что …
4) Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что …
5) Мне близка позиция автора тем, что …
1) Как часто приходится сталкиваться с …
2) Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как …?
3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как …
4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас) …
— из читательского опыта
1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности …
2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях …
3) Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.
— из зрительского опыта
1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) …
2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи …
Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что … .
2) Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста:
«…!»-это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании).
3) Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания.
4) (Использование цитаты) «…,» — писал … . В этих словах выражена мысль о … . Автор текста тоже считает, что … .
5) Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась … Автор стремился убедить нас в том, что сегодня, когда … , важно помнить о том, что … .
6) Прочитав этот текст, понимаешь, как … . Не случайно автор пишет в финальной части своей статьи о том, что «…» .
Как определить проблему в предложенном тексте?
Самый верный способ определить в тексте проблему — найти позицию автора. Если есть позиция автора, непременно должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана. Лучше всего брать главную проблему текста, но и к косвенным проверяющие, как правило, относятся лояльно.
ЕГЭ портал рекомендует:
• Рекомендации к сочинению по русскому языку
• План к сочинению по русскому языку
• Другие материалы к С1.
Слова, выражения, важные для понимания проблемы
В тексте №24 А.Н. Толстого «В мирные годы человек, в довольстве и счастье, как птица, купающаяся в небе…» примером-иллюстрацией проблемы определения роли Родины в жизни человека будут ключевые слова и выражения из рассуждений писателя о Родине (предложения 10 — 11).
Для составления комментария необходимо уметь находить примеры-иллюстрации определенной проблемы в исходном в тесте.
Средства выразительности
В тексте №10 К.Г. Паустовского «Лучше всего Левитана можно понять и крепче всего полюбить в глубинах страны…» примером-иллюстрацией проблемы силы воздействия художественного творчества на человека будет использование автором средств выразительности в описании «Левитановской зари» (предложения 41 — 46).
Ссылка на номер предложения
Чтобы сочинение содержало минимум пересказа, можно прибегнуть и к такому способу формулировки примеров:
- В предложении 26 говорится о …
- Описанная в предложении 2 ситуация свидетельствует о …
- Яркий пример этого описан в предложении 14.
Ссылка на номера предложений
Автор стремится достучаться до читателей, трижды повторяя слово «одумайтесь» (предложения 11-13). Этот призыв должен заставить каждого из нас изменить отншение к природе.
Точки зрения, которые приводит автор
В тексте №16 А.Г. Алексина » Ты, наверно, очень удивлён тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон…» примером-иллюстрацией проблемы проявления прекращения отношений между людьми является точка зрения героини на отношение к родителям (предложения 22 — 29).
Цитаты
В тексте №19 Д.А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя…» примером-иллюстрацией проблемы осознания человеком своей реализации в жизни будет цитата из Л.Толстого о дроби в жизни человека (предложения 7 — 11).