Как написать комментарий к проблеме (ЕГЭ по русскому языку)

Как написать комментарий к проблеме (ЕГЭ по русскому языку) ЕГЭ
Содержание
  1. Что такое пример-иллюстрация?
  2. Описания
  3. Что такое смысловая связь
  4. Ссылка на номера предложений (самый простой)
  5. Прямая речь
  6. Косвенная речь
  7. Размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте
  8. Соединение разных способов в одном примере
  9. Виды примеров-иллюстраций
  10. Истории
  11. Как оформить связь?
  12. Клише для написания комментария
  13. Комментируем проблему текста вместе
  14. Косвенная речь
  15. Косвенное цитирование
  16. Место обозначения смысловой связи в сочинении егэ
  17. Перед примерами
  18. После примеров
  19. Пояснение к примерам-иллюстрациям
  20. Примеры, которые приводит автор в своём тексте
  21. Примеры-иллюстрации в публицистическом тексте
  22. Прямая речь
  23. Прямое цитирование
  24. Размышление над фактами, событиями, описываемыми в тексте
  25. Размышления автора, связанные с проблемой
  26. Речевые клише по русскому языку к сочинению — 4егэ
  27. Слова, выражения, важные для понимания проблемы
  28. Средства выразительности
  29. Ссылка на номер предложения
  30. Ссылка на номера предложений
  31. Точки зрения, которые приводит автор
  32. Цитаты

Что такое пример-иллюстрация?

Пример-иллюстрация — это связанная с поставленной проблемой информация тек-ста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося.

Описания

В тексте №28 К.Г. Паустовского «Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга…» примером-иллюстрацией проблемы определения роли природы в жизни человека будет описание красоты полуночного пейзажа (предложения 26 — 31).

Что такое смысловая связь

При комментировании проблемы текста важно не только привести примеры-иллюстрации из прочитанного текста и пояснить их, но и найти и объяснить смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Ссылка на номера предложений (самый простой)

Например:В.П.Крапивин показывает большую любовь деда к внуку не только потому, что его зовут также, но и потому, что общение с Журкой позволило ему еще раз пережить лучшие минуты своего детства, о которых он рассказывал мальчику во время их совместных прогулок (предложения 24 — 25). (Текст № 21)

Прямая речь

Например: «Ничего, мы сдюжим», — эти слова, вложенные в уста русича, утверждают огромную веру писателя в то, что во все времена Россия, Родина, была и остается свободной страной с богатейшей культурой. (Текст № 24)

Косвенная речь

Например:Б.Л.Пастернак говорит о том, что Живаго «от души желал им удачи», потому что они были близки ему по духу… (Текст №3)

Размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте

Например:О большой роли этого великого писателя, давшего читателям самых разнообразных героев на страницах своих книг, автор рассуждает и тогда, когда начинает перечислять яркие художественные образы из различных произведений Л.Н.Толстого. (Текст № 30)

Соединение разных способов в одном примере

Например:Л.А. Чарская подробно повествует, как Матрёша, одетая в наряд и драгоценные украшения боярышни Уленьки, гостеприимно встречает нежданных гостей Крутоярских, как предлагает Малюте «потешить его и примчавшихся с ним опричников пляской», как своей пляской она растопила лёд в сердце жестокого Малюты Скуратова, так что Малюта пообещал «боярышне» освободить из тюрьмы её отца и слово своё сдержал (предложения 35-36). (Текст № 2).

Важно!

Каждый пример-иллюстрация обязательно должен иметь соответствующее пояснение.

Виды примеров-иллюстраций

Основой комментария является поднятая автором проблема, а примеры иллюстрируют её наличие в тексте.

Истории

В тексте №27 Ю.В. Бондарева «Летний среднеазиатский вечер, сухо шелестят велосипедные шины по тропке вдоль арыка…» примером-иллюстрацией проблемы отношения к родителям будет история, связанная со смехом приятелей над нелепым видом отца (предложения 16 — 21).

Как оформить связь?

Связь между примерами также важна. Она не только делает сочинение логически правильным, но и приносит выпускникам дополнительный балл. Какими бы замечательными не были приведенные примеры, они не принесут 5 баллов без связывающего из предложения. Связка объединяет две разные мысли, два примера.

Ее также можно оформить несколькими способами. Обратимся к тексту В. А. Солоухина о выхухоли и на его примере посмотрим, как оформить связь. Для начала определим проблему этого текста. В нем, как и во многих текстах, автор затрагивает не один проблемный вопрос.

  • выхухоль, которая так боится человека, не скрылась при виде рассказчика, ведь в беде были ее дети, которых она самоотверженно защищала;
  • рассказчик поставил себя на место выхухоли и представил, как было бы тяжело ему смотреть на своих детей, которые могли бы оказаться в беде, и он тоже бы сделал все, чтобы их спасти. 

Клише для написания комментария

Вспомогательные фразы для написания комментария и других частей сочинения приведены на странице с шаблоном. Они нужны в силу ряда причин. Во-первых, чтобы не переходить на пересказ. Во-вторых, чтобы помогать эксперту проверять сочинение.

Автор рассказывает о ситуации … , чтобы донести до читателя следующую мысль: …

Автор восхищается … , потому что …

… , автору текста, важно показать … , так как …

Автор объясняет, почему … , приводя в качестве аргумента …

При помощи данного примера автор пытается показать …

Нам важно выделить, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМИ СПОСОБАМИ автор показал читателю.

Комментируем проблему текста вместе

Чтобы подтвердить теорию практикой, попробуем вместе прокомментировать проблему текста. Обратимся к тексту В.Г. Распутина о мальчике Саньке. Выделим в нем следующую проблему: что значит быть самостоятельным? При внимательном чтении текста можно без проблем найти примеры, подтверждающие существование данной проблемы.

  • Первый пример: Санька хотел стать более самостоятельным, но родители не позволяли ему этого, окружая своей заботой и участием.
  • Пояснение: порой нам мешают быть самостоятельными наши близкие.
  • Второй пример: оставшись дома один, мальчик сам ходил в магазин, готовил обед, полол грядки.
  • Пояснение: автор показывает самостоятельность Саньки, описывая его жизнь без взрослых.
  • Связь: приведенные примеры показывают, как новые обстоятельства делают человека самостоятельным.
Про ЕГЭ:  Русский язык, в таблицах и схемах для подготовки к ЕГЭ, Миронова Н.И., 2011

Эти мысли не являются готовым комментарием. Но если их правильно соединить в единое целое, то получится прекрасный аргумент к проблеме текста. Кстати, связь можно расположить и перед примерами, немного ее изменив: Самостоятельным человека могут сделать жизненные обстоятельства, отсутствие рядом близких людей.

Косвенная речь

Самым распространенным способом является использование косвенной речи при указании на примеры из текста. Косвенной речью называют слова какого-либо лица, переданные в предложении говорящим и подчиненные его фразе, с помощью которой он вводит чужие слова в предложение. Типичные конструкции выглядят так:

  • Автор обращает наше внимание на тот факт, что…
  • Автор приводит доводы о том, что…
  • Автор рассказывает о том, как…

Косвенное цитирование

Автор подчеркивает, что, поддаваясь своим низменным потребностям, человек спо-собствует саморазрушению. Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень, который позволит противостоять злу и направить всю свою деятельность на совершен-ствование себя и мира вокруг нас.

Место обозначения смысловой связи в сочинении егэ

В критериях оценивания сочинения нет точной конкретизации места смысловой связи при комментировании проблемы текста.

Главное – чтобы эта связь была описана.

Поэтому в зависимости от замысла автора сочинения смысловую связь можно разместить в любом месте: в начале комментария, между двумя примерами-иллюстрациями или в конце комментария после пояснения второго примера-иллюстрации.

Наиболее распространённым местом обозначения смысловой связи является место в конце комментария после пояснения второго примера-иллюстрации, когда смысловая связь подводит итог комментирования проблемы текста.

Перед примерами

  • Автор на протяжении всего текста рассуждает о силе родительской любви.
  • В прочитанном тексте можно найти подтверждение моей точки зрения о том, что родители способны на многое ради своих детей.
  • Родительская любовь настолько сильна, что они не пожалеют собственной жизни ради спасения детей. В тексте есть этому подтверждение.

После примеров

  • Эти примеры доказывают тот факт, что родители готовы пожертвовать всем, лишь бы их дети были живы и здоровы.
  • Приведенные мной примеры показывают роль родительской заботы в жизни детей.
  • Примеры, приведенные мной, свидетельствуют о жертвенной любви родителей к своим детям.

Пояснение к примерам-иллюстрациям

Пояснение к примеру-иллюстрации — это мысли выпускника о размышлениях автора произведения по проблемам, содержащимся в исходном тексте.

Пояснение к примеру-иллюстрации – это интерпретация слов автора и сюжетной линии текста своими словами.

Это значит, что выпускник в сочинении должен объяснить слова автора, которые он цитирует в тексте сочинения, раскрыть их смысл, рассказать, почему герои поступают так, а не иначе, при необходимости проанализировать лексические оценочные средства выразительности, рассказать о своих эмоциях и чувствах, которые возникают при прочтении.

Для удобства и уверенности в том, что пояснение к примеру написано грамотно, можно в черновике сочинения ЕГЭ подчеркнуть материал, взятый из исходного текста.

Примеры, которые приводит автор в своём тексте

В тексте №14 Б.Л. Васильева «Встреча произошла неожиданно…» примером-иллюстрацией проблемы проявления сострадания, милосердия по отношению к пленному врагу является эпизод, когда герой отпускает пленного немца (предложения 36 — 47).

Примеры-иллюстрации в публицистическом тексте

В публицистическом тексте, где авторская позиция выражена, в основном, прямо, необходимо понаблюдать, как автор развивает свои мысли и к какому выводу приходит.

Для этого нужно обратить внимание на:

  • мнение известных людей по проблеме, если автор приводит такие мнения;
  • события, факты или явления, описанные автором в ходе собственных рассуждений.

Выпускник обязательно должен сделать пояснение к найденным примерам-иллюстрациям, ответив на вопросы, зачем автору понадобились именно эти факты, явления, мнения известных людей, что они дают для раскрытия найденной проблемы.

Также необходимо найти и объяснить смысловую связь между проанализированными примерами.

Важно!

Во всех публицистических текстах всегда имеется ответ на вопрос, поставленный автором текста, это и есть авторская позиция по рассматриваемой проблеме, которую необходимо выпускнику написать в сочинении после комментария.

Прямая речь

Прямая речь – это дословное написание слов автора в том виде, в котором они представлены в тексте. Указывая на конкретный пример из текста, процитируйте его. Не обязательно цитировать целое предложение или даже несколько, если они являются важными для аргументации.

  • Автор пишет: «…»
  • Автор говорит: «…»
  • Автор настаивает: «…»

Прямое цитирование

«Духовная жизнь мне представляется в тысячу раз богаче, чем жизнь внешняя, прояв-ленная», — пишет Ш.А. Амонашвили. Действительно, внутри себя мы порой проживаем десятки и сотни жизней, принимаем решения, которые определяют наши поступки.

Размышление над фактами, событиями, описываемыми в тексте

Виктор Астафьев изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледя-ной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных.

Размышления автора, связанные с проблемой

В тексте №23 Д. А. Гранина «Детство редко даёт возможность угадать что-либо о будущем ребёнка…» примером-иллюстрацией проблемы восприятия окружающего мира ребёнком являются размышления писателя о том, что такое вкус детства (предложения 28 — 32).

Про ЕГЭ:  Отцы и дети: аргументы к итоговому сочинению

Речевые клише по русскому языку к сочинению — 4егэ

Полезные клише к заданию С1 по русскому языку.

Сочинение пишется по определенному плану:

1. Введение
2. Постановка проблемы
3. Комментарий к проблеме
4. Позиция автора
5. Ваша позиция
6. Литературный аргумент
7. Любой другой аргумент
8. Заключение

1) Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …

2) О необходимости … знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… — это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.

3) (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .

4) (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися.
Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…

5) Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») «(Высказывание),» — так начинается статья … . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).

6) Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы).

7) (Риторический вопрос ). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.

8) Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.

9) Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким – либо конкретным примером.

10) Приём «Цитата». «…,» — писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, …

11) (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье … . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

12) Люди часто размышляют о том, что … . (О том, что … , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).

13) Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …

14) (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что … . Кто-то … .

15) «…,» — в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста … .
Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…

1) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему…

2) В данном тексте {указываем автора} волнует проблема…

3) Данный текст посвящён теме (проблеме) …

4) В тексте представлена точка зрения {указываем автора} на проблему…

5) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} касается следующих вопросов … (останавливается на следующих проблемах …)

6) Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…

7) Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…

8) Текст {указываем автора} заставил меня задуматься над проблемой…

9) Волнующую всех нас проблему… поднимает {указываем автора}.

10) Проблема, поднимаемая (поставленная) {указываем автора}, — это…

11) Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора}.

12) Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.

1) Вопрос о … {обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. {Объясняем почему}

2) Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …

3) Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}.

4) Рассуждая над проблемой …, {указываем автора} обращается … {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.

Про ЕГЭ:  Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ-2009 - Русский язык - Бисеров А.Ю., Соколова Н.В. - 2009

1) Позиция автора заключается в том, что…

2) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: …

3) По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …)

4) Позиция автора такова:…

5) Автор считает, что…

6) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

7) Автор убеждает нас в том, что…

8) В тексте доказывается мысль о том, что…

9) Основная мысль текста заключается в том, что…

10) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что…

1) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …

2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.

3) Я согласна (не согласна) с автором в том, что …

4) Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что …

5) Мне близка позиция автора тем, что …

— с использованием жизненного опыта:
1) Как часто приходится сталкиваться с …

2) Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как …?

3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как …

4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас) …

— из читательского опыта
1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности …

2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях …

3) Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.

— из зрительского опыта
1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) …

2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи …

1) Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»:
Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что … .

2) Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста:
«…!»-это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании).

3) Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания.

4) (Использование цитаты) «…,» — писал … . В этих словах выражена мысль о … . Автор текста тоже считает, что … .

5) Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась … Автор стремился убедить нас в том, что сегодня, когда … , важно помнить о том, что … .

6) Прочитав этот текст, понимаешь, как … . Не случайно автор пишет в финальной части своей статьи о том, что «…» .

Как определить проблему в предложенном тексте?

Начнем с определения этого понятия: если кратко, то проблема — это вопрос, которым задается автор.
Самый верный способ определить в тексте проблему — найти позицию автора. Если есть позиция автора, непременно должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана. Лучше всего брать главную проблему текста, но и к косвенным проверяющие, как правило, относятся лояльно.

ЕГЭ портал рекомендует:
Рекомендации к сочинению по русскому языку
План к сочинению по русскому языку
• Другие материалы к С1.

Слова, выражения, важные для понимания проблемы

В тексте №24 А.Н. Толстого «В мирные годы человек, в довольстве и счастье, как птица, купающаяся в небе…» примером-иллюстрацией проблемы определения роли Родины в жизни человека будут ключевые слова и выражения из рассуждений писателя о Родине (предложения 10 — 11).

Для составления комментария необходимо уметь находить примеры-иллюстрации определенной проблемы в исходном в тесте.

Средства выразительности

В тексте №10 К.Г. Паустовского «Лучше всего Левитана можно понять и крепче всего полюбить в глубинах страны…» примером-иллюстрацией проблемы силы воздействия художественного творчества на человека будет использование автором средств выразительности в описании «Левитановской зари» (предложения 41 — 46).

Ссылка на номер предложения

Чтобы сочинение содержало минимум пересказа, можно прибегнуть и к такому способу формулировки примеров:

  • В предложении 26 говорится о …
  • Описанная в предложении 2 ситуация свидетельствует о …
  • Яркий пример этого описан в предложении 14.

Ссылка на номера предложений

Автор стремится достучаться до читателей, трижды повторяя слово «одумайтесь» (предложения 11-13). Этот призыв должен заставить каждого из нас изменить отншение к природе.

Точки зрения, которые приводит автор

В тексте №16 А.Г. Алексина » Ты, наверно, очень удивлён тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон…» примером-иллюстрацией проблемы проявления прекращения отношений между людьми является точка зрения героини на отношение к родителям (предложения 22 — 29).

Цитаты

В тексте №19 Д.А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя…» примером-иллюстрацией проблемы осознания человеком своей реализации в жизни будет цитата из Л.Толстого о дроби в жизни человека (предложения 7 — 11).

Оцените статью
ЕГЭ Live