Готовые аргументы к сочинению ЕГЭ по русскому языку (лист 1)

Готовые аргументы к сочинению ЕГЭ по русскому языку (лист 1) ЕГЭ

Аргументы по русскому языку к сочинению егэ

Ф.М. Достоевский: «Зелено — вино… скотинит и зверит человека, ожесточает его и отвлекает от светлых мыслей, тупит его перед всякой доброй пропагандой. Пьяному не до сострадания к животным, пьяный бросает жену и детей своих».

 А.П. Чехов: «Шампанское — это блестящая кокотка, мешающая прелесть свою с ложью и наглостью Гоморры, это позлащенный гроб, полный костей мертвых и всякой нечистоты. Человек пьет его только в часы скорби, печали и оптического обмана».

Л.Н. Толстой: «Сказать, что вино вкусно — нельзя,
потому что каждый знает, что вино и пиво, если они не подслащены, кажутся неприятными для тех, кто их пьет первый раз. К вину приучаются, как и другому яду — табаку, — понемногу, и нравится вино только после того, как человек привыкнет к тому опьянению, которое оно производит. Сказать, что вино полезно для здоровья — тоже никак нельзя теперь, когда многие доктора,
занимаясь этим делом, признали что ни водка, ни вино, ни пиво не могут быть здоровы, потому что питательности в них нет, а есть только яд, который вреден».

Виды аргументов

Итак, выражая свое согласие/несогласие с позицией автора, теперь придется обосновывать свое мнение.

К4 с изменениями

Чтобы обосновать свою точку зрения по-прежнему нужны аргументы, условно их можно разделить на несколько типов:

  • Этические. Связаны с нравственными, культурными, общечеловеческими нормами. Подобные доводы помогают читателю спроецировать ситуацию на себя.
  • Логические. Апелляция к разуму, использование причинно-следственных связей.
  • Примеры из личного опыта. Случаи из собственной жизни, рассказы родителей и друзей. Такие аргументы имеют право на существование, но все же лучше от них отказаться, поскольку объективные закономерности личным опытом подтвердить или опровергнуть невозможно.
  • Ссылки на высказывания авторитетов, лидеров мнений. Цитаты из документальных фильмов, ток-шоу, творческих вечеров, дневников, воспоминаний.
  • Народная мудрость. Пословицы, поговорки, архетипы, устойчивые мотивы традиционных культур.

Готовые аргументы к сочинению егэ по русскому языку (лист 1)

Надо много учиться, чтобы знать хоть немного.

Источники информации

1. Баронова М.М. Русский язык. ЕГЭ-Учебник. – М.:АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2022.

2. Давыдов С.И., Северенко Ю.Д. Русская литература. – М.: «Высшая школа», 1965.

3. Долинина Н.Г. По страницам «Войны и мира»: заметки о романе Л.Н.Толстого «Война и мир»/ Рис. А.Слепкова. – Изд. 3-е. – Л.: Детская литература, 1989.

4. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. Русский язык. Учебное пособие. – Москва: Интеллект-Центр, 2022.

5. Золотусский И.П. Там, на войне. – Литература в школе № 2, 1995.

6. Еремина О. Тема памяти в лирике А.Т.Твардовского. – Литература №15, 2004.

7. Коган А. …Жил и умер, как солдат. О Вячеславе Кондратьеве, его жизни и творчестве, его непростой судьбе. – Литература в школе № 2, 1995.

8. Кузнецова М.С. «Эта вечная, добрая музыка, от которой так хочется жить»: рассказ Глеба Мехеда «Скрипач»: 11 класс. – Литература в школе с приложением «Уроки литературы № 8 , 2009. 

9. Пащук Н., Терентьева Н., Куликова В.. Проблемы века в русской литературе XX столетия. – Литература №15, 2000.

10. Русская литература: Учебник для 9 класса средней школы / Под ред. Проф. Б.И. Бурсова. Издание 8-е. – М.: «Просвещение», 1975.

11. Рыжова Т.В. Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» на уроках в VIII классе. – Литература в школе № 6, 1995.

12. Чалмаев В.А. «Слово, не сорвись на стон…». Константин Воробьев: у истоков войны народной. – Литература в школе № 4, 1998.

13. Шапиро Н. Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».  – Литература №17, 2004.

14. Швец Т. «Защита Родины есть защита и своего достоинства» (Н.К.Рерих).  – Литература №17, 2004

15. Ягупова Н.П. Какой дом обрел Иван Бездомный? «Мастер и Маргарита». – Литература в школе № 2, 1998.

Об авторе: Гольцова Елена Алексеевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №49» г. Рязани

Новые правила

Аргументация, то есть обоснование собственной точки зрения, оценивалась по критерию К4. Раньше за верно сформулированные доводы школьник мог получить максимум 3 балла, теперь же – всего 1. По К2 изменились требования к источникам аргументов. До 2022 года ученик должен был подобрать не менее двух обоснований, причем одно из них взять непременно из художественной литературы и в идеале привести цитату.

Источник для второго довода мог быть любым: например, публикация в СМИ и даже собственный жизненный опыт. Тем не менее ученик и здесь должен был указать, откуда он почерпнул сведения. Теперь такого требования нет: в качестве аргумента принимаются любые обоснованные соображения, которые соответствуют проблематике текста и связаны с авторской позицией.

Больше того, понятие «аргумент» вообще исчезло из критериев оценивания.

Демоверсия КИМ ЕГЭ 2022 года

Теперь разработчики заданий ЕГЭ и, соответственно, критериев оценивания сочинения вместо формулировки «аргумент» используют термин «пример-иллюстрация».

Демоверсия КИМ ЕГЭ 2020 года

Произошедшие изменения объяснимы. За несколько лет в интернете появились базы литературных и других аргументов. В результате большинство доводов в сочинениях школьники черпали оттуда, поэтому задание теряло смысл. Ограничения сняли, чтобы дать ученикам больше простора для самостоятельных рассуждений.

Несмотря на изменения в правилах, приводить литературные аргументы и вообще ссылаться на внешние источники для подкрепления своей позиции прямо не запрещено, главное, чтобы проблема комментировалась с опорой на предложенный для анализа текст.

Директор ФИПИ Оксана Решетникова в комментариях к нововведениям уточнила, что запасаться шаблонами литературных аргументов для сочинения теперь нет смысла, а любую ссылку на художественные произведения эксперты будут проверять намного строже – а вдруг это домашняя заготовка.

Примеры

Таблица содержит примеры доводов, которые при необходимости можно использовать в сочинении. Но лучше воспринимать их как образцы возможных обоснований и на экзамене мыслить самостоятельно.

ПроблемаИдеяАргумент
Смысл жизни человекаДля любящих родителей основой существования становятся их дети.Фрагмент передачи «Мужское/женское», в котором рассказывается о счастливой молодой паре с ребенком.
Жизнь без цели невозможна.Обломов, главный герой одноименного произведения И. А. Гончарова, так и не смог найти себя, что в конечном итоге привело его к физической смерти.
Конфликт поколенийРазрешить этот вечный спор невозможно.«Отцы и дети» И. С. Тургенева. Взаимоотношения Базарова и Павла Петровича Кирсанова – классический пример противостояния целеустремленной молодости и инертной зрелости.
Взаимное непонимание вызвано в том числе разными ценностями.Статистика популярности книг среди молодежи и представителей старшего поколения. Первые читать не желают, вторые на книгах выросли.
Доброта и черствостьВсеобщая бесчеловечность делает жестоким даже того, кто изначально стремился к благу.«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Обреченность мира, нищета, бессердечие людей угнетают Раскольникова. Стремясь восстановить справедливость, он превращается в зверя сам.
Добро и зло проявляются в поступках, а значит, зависят от воли людей.Репортаж итоговой программы «Время» на Первом канале о жестоком обращении подростков с уличными собаками. Вторая история, также из СМИ, – об энтузиастах, которые организовали приют для щенят.
ПатриотизмЛюбовь к родине идет рука об руку с мужеством и благородством.«Судьба человека» М. А. Шолохова. За время войны главный герой Андрей Соколов неоднократно доказывал, что достоин считаться патриотом своей страны.
Готовность умереть за идею – признак внутреннего величия.Документальная хроника о легендарном разведчике Рихарде Зорге. Он был так предан родине и политическим идеалам, что не побоялся даже расстаться с жизнью. Историческая справка о его казни.
Война и сила духаМужество человека не зависит от его пола.

«А зори здесь тихие» Б. Васильева. Стойкость юных героинь повести как показатель несгибаемой воли.

Войны не проверяют людей на прочность, а губят всех без разбора.Фильм Элема Климова «Иди и смотри». В истории главных героев нет романтики, а есть только смерть, боль и бесконечное страдание.

Нужно понимать, что все критерии оценки сочинения взаимосвязаны. Ученик не получит балл за аргументацию, даже если он верно выстроил доводы, но при этом неправильно определил проблему текста и авторскую позицию. Но если подобных ошибок нет, то убедительный довод поможет автору грамотно выстроить риторику, защитить собственное мнение и получить более высокую оценку за задание.

Список литературы

1. Айтматов Ч.Т. Плаха: Роман/ Предисл. Е.Суркова. – М.: Молодая гвардия, 1987.

2. Астафьев В.П. Царь-рыба: Роман-газета №5, март 1977.

4. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: Роман. – М.: «Сварогъ», 1994.

5. Булгаков М.А. Собачье сердце: Роман. Повести. Рассказы. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. (Серия «Русская классика»).

5. Вознесенский А. Ров: Роман-газета, 1989, № 21/22.

6. Воробьев К.Д. Убиты под Москвой. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – (Библиотека школьника).

7. Кондратьев В.Л. На поле овсянниковском: Повести, рассказы. – М.: Известия, 1985. (Серия: Библиотека журнала «Дружба народов»)

8. Короленко В.Г. Слепой музыкант: Повесть. – М.: Детская литература, 1973.

9. Куприн А.И. Олеся; Поединок; Гранатовый браслет. – М.: Художественная литература, 1984.                                                      

10. Лермонтов М.Ю. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев и др.; Сост., вступ. статья и примеч. В.Коровина– М.: Художественная литература, 1987. (Библиотека учителя).

11. Мехед Г. Скрипач: Роман-газета, 2006, №11.

12. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х томах. Т. 3. Евгений Онегин. Романы и повести. Путешествие в Арзум. Примеч. К.И.Тюнькина. М.: Художественная литература, 1978.          

13. Твардовский А.Т. По праву памяти: Роман-газета, 1989, № 21/22.  

14. Толстой Л.Н. Война и мир: Собрание сочинений в двенадцати томах. – М.: Издательство «правда», 1987. Тома 1 – 4.

15. Трифонов Ю. Другая жизнь. – М.: Известия, 1979. (Серия: Библиотека журнала «Дружба народов»). 

16. Тургенев И.С. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев, А.Овчаренко и др.; Сост., вступ. статья В.Щербины; примеч. сост. раздела «Приложения» Вл. Катаева. – М.: Художественная литература, 1987. (Библиотека учителя).

17. Фонвизин Д.И., Грибоедов А.С., Островский А.Н. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев, А.Пузиков; Сост. и вступ. статья В.Турбина; Сост. раздела «Приложения» Ю.Двинской. – М.: Художественная литература, 1989. (Библиотека учителя).

18. Чалмаев В.А. «Слово, не сорвись на стон…». Константин Воробьев: у истоков войны народной. 

18. Чехов А.П. Повести и рассказы. Вишневый сад./ Сост. Е.М.Жезлова. – М.: Московский рабочий, 1979.

Таблица литературных аргументов в сочинении-рассуждении | материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку: | образовательная социальная сеть

1). Прошлое, настоящее и будущее – три различных времени, и все это объединяет память. Так, известнейший публицист и ученый Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» говорит о сохранении памяти. Памяти, без которой не существует ни одна нация, ни одно государство, ни одно общество в мире.

Проблема, затронутая автором, вечна. Но в настоящее время она как никогда актуальна. Во время, когда происходит оскудение языка, когда происходит пропаганда в СМИ, когда морально-эстетическое развитие общества, а в большей степени молодежи, остается на низком уровне. Память преодолевает время, преодолевает смерть. А если народ не помнит своего прошлого, то он не имеет будущего. От всего этого становится страшно…

Автор имеет свою точку зрения на данную проблему. Память надо сохранять и беречь во что бы то ни стало.

2)Память человека странно устроена. Она хранит самое сокровенное, дорогое. И страшное… Эта проблема хорошо отражена в русской литературе. «Белые одежды» В. Дудинцева, «Дети Арбата» А. Рыбакова, «По праву памяти» А. Твардовского, «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына – эти и другие произведения о трагических событиях России. XX века стали достоянием, совсем недавно перевернули наше сознание, наше понимание истории и современности. Например, в поэме «Реквием» А.А. Ахматовой звучит призыв помнить о тех событиях, которые потрясли Россию в 30-40 годы. Ведь эти события были большим горем для людей того времени.

Безусловно, память – наше богатство. Память – наше прошлое, настоящее и будущее.

3). «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С. Пушкин). Человека, не помнящего родства своего, потерявшего память, Чингиз Айтматов назвал манкуртом («Буранный полустанок»). Манкурт – человек, насильно лишенный памяти. Это раб, не имеющий своего прошлого. Он не знает, кто он, откуда родом, не ведает своего имени, не помнит детства, отца и матери – одним словом, не осознает себя человеческим существом. Такой недочеловек опасен для общества – предупреждает писатель.  Недавно, в преддверии великого праздника Победы, на улицах  Москвы опрашивали молодых людей, знают ли они о начале и окончании Великой Отечественной войны, о том, с кем мы воевали, кто такой Г. Жуков… Ответы были удручающими: молодое поколение не знает даты начала войны, имен полководцев, многие не слышали о Сталинградской битве, о Курской дуге… Проблема забвения прошлого очень серьезна. Человек, не уважающий историю, не почитающий своих предков, — тот же манкурт. Так и хочется напомнить этим молодым людям пронзительный крик из легенды Ч. Айтматова: «Вспомни, чей ты? Как твое имя? Твой отец Доненбай!»

Оцените статью
ЕГЭ Live